ИВАН БЕЛЯНИН: МЫ - БИЗНЕС-АССОЦИАЦИЯ "
ИВАН БЕЛЯНИН: “МЫ - БИЗНЕС-АССОЦИАЦИЯ"
Дмитровская межрайонная торгово-промышленная палата создана в 1995 году по инициативе предпринимателей и руководителей предприятий Дмитровского, Талдомского и Клинского районов.
Что такое ДМТПП сегодня, с какими итогами и целями идет Палата в следующую пятилетку, рассказал генеральный директор ДМТПП
Иван БЕЛЯНИН.- Иван Евгеньевич, что есть Палата? Если поговорить с предпринимателями, то у многих Палата ассоциируется с администрацией, с чиновничьей структурой. Кем вы сами себя чувствуете, как вы понимаете свое место?
- Я понимаю, о чем Вы говорите. До последнего времени звучат вопросы: а что это за палатка, а чем торгуете? За 12 лет работы в ДМТПП у меня полностью сложилось понимание того, что палата – это бизнес-собщество. Каждый в отдельности и все вместе – ее члены. Без предприятий не было бы нашей организации. Она создана исключительно для них, для решения их проблем. И я надеюсь, что, если у аппарата Палаты уже сложилось понимание того, что такое в российских современных условиях ТПП, то в дальнейшем мы в состоянии будем трансформировать и сознание предпринимателей.
- И все же, к кому ближе ДМТПП - к власти или к бизнесу?
- Вам какая рука дороже - правая или левая? На заре становления систем палат в России, 20 лет назад, были разные мнения: кто-то считал, что нужно дружить с властью, заглядывать ей в рот и т.д. Кто-то говорил: мы представляем бизнес, мы с другой стороны баррикад, вообще мы оппозиция. Опыт показал, что тот путь, который избрала дмитровская Палата, наиболее оптимальный в наших условиях.
Мы никогда не ассоциировали себя с органами власти и никогда не подстраивались под власть. Хотя всегда понимали ее потребности, и высшим руководителем у нас всегда был глава района. Мы также четко понимали потребности бизнеса и всегда их защищали.
Опыт прошедших лет говорит о том, что к тем палатам, которые полностью встали на сторону власти, бизнес утратил всякий интерес, и они ничего из себя не представляют - ни в финансовом, ни в административном плане.
Те палаты, которые были в оппозиции к власти, тоже перестали быть интересны бизнесу: на их базе невозможно решить никаких проблем, потому что они никак не связаны с властью, это не площадка для взаимодействий. Когда есть конструктивное взаимоотношение и с одной стороны, и с другой, то можно договориться, прийти к взаимоприемлемым решениям.
- Какие есть конкретные примеры успешного взаимодействия этих двух сторон, отвечающие интересам и бизнеса, и власти?
- Самый яркий – это трехстороннее соглашение между органами власти, предпринимателями и Палатой, которое работает с 2001 г. Предприниматели по этому соглашению обязуются быть социально ответственными, поддерживать на предприятиях стабильную официальную зарплату, платить налоги и т.д. А органы власти - создавать комфортные условия для бизнеса, выделять отдельное время для приема предпринимателей, директоров, способствовать в скорейшем решении вопросов, важных для деятельности и развития предприятий. Но понятно, что мы не в идеальном мире живем, поэтому претензии могут быть к обеим сторонам.
- А какого рода претензии, что каждая сторона не может довыполнить?
- Бизнес, например, не в состоянии сегодня официально платить зарплату. Если он начнет это делать, он просто разорится. Органы власти не в состоянии понять до конца, что живут на налоги, которые платит бизнес, и что они должны создавать все условия для успешного развития бизнеса, а не бизнес для них. И здесь есть поле для противоречий.
Но вернемся к реализации действующего соглашения. Регулярные, раз в квартал, встречи в рамках этого соглашения позволяют вести открытый диалог. И палата как третья сторона поддерживает этот диалог, постоянно держит в актуальном состоянии это соглашение и информирует бизнес-сообщество о состоянии дел.
В результате такой работы предприниматели перестали бояться предъявлять претензии к органам власти, а администрация, со своей стороны, получила моральное право обращаться к бизнесу с просьбой о помощи в решении социальных вопросов, например, в поддержке сирот, спортивных команд и т.д. Не секрет, что у нас многие спортивные сооружения содержат предприниматели. Только совместная работа бизнеса и власти дает возможность нормально сосуществовать в регионе.
- Назовите самые перспективные предприятия района, у которых сегодня хорошие показатели, и которые в ближайшие 5 лет тоже будут «на плаву».
- Лидером, мне кажется, является «Фрухтринг» во главе с Сергеем Филипповым. Пищевая продукция - это то, что будет всегда потребляться, тем более, когда мегаполис под боком. Грамотный менеджмент в сфере выращивания, продаж, хранения, переработки дает свои результаты.
«Гофра» тоже активно развивается - хорошее предприятие, новых клиентов находит, новые рабочие места создает, большие отчисления в бюджет делает. «Мостотряд», МЖБК – все они на слуху. Показатели хорошие у «Леко», хорошо сбыт налажен. Стабильно, может быть, без особых прорывов, работает алюминиевый завод.
Хуже всего ситуация, конечно, в промышленности. Господдержки промышленности нет, она «загибается». Не так давно было пять предприятий, которые занимались металлообработкой, сейчас остались два, а скоро, возможно, будет только одно.
- Какие самые важные, на Ваш взгляд, итоги деятельности ДМТПП за последние пять лет?
- На мой взгляд, можно отметить два основных достижения. Первое – это то, что фактически завершена работа по созданию инфраструктуры поддержки предпринимательства. Раньше ее представлял только Совет по поддержке предпринимательства, и всё. В 2006 году появился бизнес-инкубатор, и с тех пор мы начали планомерно развивать всю инфраструктуру. Это позволило нам объединить все усилия.
Фонд поддержки предпринимательства координируется Палатой, юридический центр, школа бизнеса, «одно окно» – в Палате можно найти полный перечень поддерживающих структур, который предусмотрен федеральным законодательством. Финансовая поддержка, образовательная, инвестиционная, имущественная – все это у нас есть. Естественно, чем больше делаешь, тем больше открывается горизонт, и тем виднее наши недоработки. Следующую пятилетку посвятим повышению эффективности этой системы.
Второе достижение – мы ушли от выставочной деятельности и пришли к конгрессной. Выставки стали неэффективными, мы это вовремя поняли и начали проводить конференции, круглые столы и другие мероприятия, в рамках которых выставка стала просто экспозицией. Это повысило привлекательность мероприятий, мы фактически освоили новый вид деятельности.
- Какие планы на последующие 5 лет?
- Самое важное - попробуем изменить отношение к Палате как к обособленной административно-коммерческой структуре. Мы - бизнес-ассоциация и хотим, чтобы Палата стала домом для предпринимателей. Чтобы они использовали Палату как инструмент своей деятельности, чтобы они могли встречаться здесь, решать свои вопросы, продвигать свою продукцию, услуги и т.д. Чтобы Палата стала еще более эффективным и понятным инструментом для бизнеса. Это основная идея.
Что касается конкретных направлений приложения наших усилий, то пора серьезно говорить о развитии внутреннего туризма. Дмитровский район обладает большим потенциалом в этом вопросе. Это эффективный сектор экономики, здесь большой рынок для создания новых предприятий, новых рабочих мест.
- Есть ли, на Ваш взгляд, некая дмитровская специфика, которая благоприятствует позитивным процессам в развитии района?
- Я слышал уже от очень многих людей, особенно тех, кто недавно сюда приехал, что у нас очень теплые, семейные отношения в районе. У нас, что не очень-то характерно для нынешнего времени, население сплоченное. И я думаю, что у бизнеса, населения, местных властей, ТПП есть общие ценности и намерение создать комфортный, экологически чистый, стабильный и спокойный для жизни и развития регион, и совместными усилиями мы многого достигнем. И это совершенно реальное будущее, у которого уже сейчас сформирована крепкая материальная и интеллектуальная база.
Беседовала Акулина ВОЛКОВА