"Этажи"

НА ГРАНИ ЖЕСТОКОСТИ

НА ГРАНИ ЖЕСТОКОСТИ

О психологических аспектах жестокого обращения с детьми рассказывает Наталья Евгеньевна КАВЕРИНА,  

доцент кафедры психологии СПГИ, педагог-психолог Дмитровской вечерней сменной общеобразовательной школы



В настоящее время серьезной проблемой во всем мире стало жестокое обращение родителей и иных взрослых с детьми, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое насилие над несовершеннолетними. В нашей стране ситуация усугубляется тем, что воспитание осуществляется в условиях постоянного реформирования: меняется функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений и вся социокультурная жизнь подрастающего поколения. 
С одной стороны, под влиянием общей гуманизации общества жестокостью стали называть действия родителей, ранее принимаемые за разумную строгость. А с другой – социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большей части населения в той или иной мере отразились на жизни всех слоев. Наступившая правовая, моральная, экономическая незащищенность населения усилила конфликтность отношений между людьми, и особенно между супругами, родителями и детьми, вызвав дестабилизацию жизни большинства семей, что особенно сказалось на подрастающем поколении.
Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей. Мы говорим сегодня не о проблемных семьях, причины жестокого обращения с детьми в которых определены алкоголизмом, наркоманией родителей, а о семьях внешне «благополучных», в которых увеличивается количество случаев жестокости по отношению к детям.
На современном этапе недостаточно исследований, посвященных этой проблеме, как в психологии, так и в педагогике. Не выяснены причины возрастания количества случаев жестокого обращения с детьми. Да и о мире Детства современного ребенка мы не так уж много знаем.
Одно из наиболее фундаментальных исследований, посвященных проблеме взросления в современном обществе, провел российский педагог и психолог Д.И. Фельдштейн. Он отмечает, что дети сегодня отличаются от предыдущих поколений достаточно значимо по большому количеству параметров. Изменения коснулись даже психофизиологических факторов. С каждым годом увеличивается количество детей-инвалидов по рождению, детей, с младшего дошкольного возраста имеющих серьезные проблемы здоровья (умственная отсталость (20% - олигофрения), гиперактивность, психические заболевания, 27% детей имеют психопатии, задержки психического развития наблюдаются у 18% детей в России. Фельдштейн приводит данные, которые позволяют утверждать, что происходит процесс, обратный акселерации: все большее количество детей и подростков отстают от возрастной нормы по росту и весу, по умственному и психологическому развитию. Происходит процесс «медикаментизации» детей, школьникам сегодня ставят такие диагнозы, которые раньше можно было встретить только в медицинской карте взрослого человека: апатии, депрессии, расстройства сна, фобии, неврозы. Готовы ли родители воспитывать такое поколение детей? Часто – нет.
Изменились нравственные ориентиры общества, изменились отношения взрослых друг к другу, понимание ими ценностей, произошла потеря ответственности за детей, что приводит к психическому перенапряжению последних. Наблюдается отстранение мира взрослых от мира детей. Дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта с взрослыми. Они воспринимают взрослых как посредников, открывающих им будущее, а не как беспрекословных руководителей, лидеров. А родители и школа продолжают к этим ослабленным, непонятным детям применять старые нормы и требования, что приводит к взаимному недовольству друг другом, росту раздражения у родителей и педагогов по отношению к детям.
Все вышеперечисленное приводит к тому, что дети не хотят взрослеть, т.к. подсознательно не доверяют миру взрослых. Родителям не хватает знаний, опыта и навыков общения с «трудными», много знающими детьми, растущими в глобальном мире Интернет-общения. Старые методы воспитания часто дают сбой, и родители от растерянности, ощущения беспомощности переходят к репрессивным методам воздействия. Кроме того, негативным фактором является рост числа неполных семей. Сегодня такая семья является скорее нормой, чем исключением. Одинокие родители настаивают на том, что смогут без помощи второго супруга воспитать здоровых и счастливых детей. Однако психологические исследования по данному вопросу не так радужны. Отмечают, что есть серьезные различия в воспитании детей одинокими мамами и мамами, состоящими в браке. В целом, незамужние матери, по сравнению с замужними, склонны гораздо чаще придерживаться тактики постоянных наказаний своего ребенка. Незамужние матери значительно чаще в своих ответах указывают на невозможность справиться со спонтанной активностью своего ребенка-дошкольника. Наиболее часто свою неспособность справиться с ребенком отмечают незамужние мамы, воспитывающие сыновей (почти каждая четвертая мать). Знают ли об этом современные родители? Часто - нет.
Проблема «отцов и детей» усугубляется, дети воспринимаются как «обуза», «непосильная ноша», нарастает отчуждение, иногда приводящее к непоправимым последствиям, таким как суицид. Молодежь и родители признают, что в нашем обществе проблема подросткового суицида стоит очень остро. Старшеклассники считают, что любой человек может совершить суицид. 15-17-летние полагают, что большинство суицидов совершаются спонтанно. Что же может, по мнению старшеклассников, остановить отчаявшегося человека, который собрался покончить с жизнью? Подавляющее большинство ответило: только близкие люди, внимание, любовь, забота с их стороны.
Опрос показал, что детям не хватает родительского тепла и заботы. Они часто чувствуют, что родители не хотят с ними общаться, вникать в суть их проблем, помогать в трудной ситуации, т.е. современные дети испытывают на себе эмоциональную жестокость и отчуждение.
Жестокое обращение наносит серьезную травму не только ребенку, по отношению к которому оно совершено, но и тем детям, которые стали свидетелями такой жестокости. Травма сказывается в течение всей жизни на нескольких уровнях: физическом, социальном, психологическом, духовном.
Физический уровень затрагивает соматическое здоровье, это физические травмы и инфекции (в случаях сексуальных травм), это негативное отношение к своему собственному телу. Происходят нарушения в развитии социальных ролей, количество социальных ролей ограничивается, снижаются возможности социальной адаптации, нарушаются коммуникации с окружающим миром. Психологический уровень проблемы приносит с собой эмоциональные страдания. Ребенок, переживший жестокое обращение, перестает доверять другим, становится агрессивным, тревожным, неуверенным в себе. На духовном уровне ребенок теряет ценностные ориентиры, перестает понимать, что есть зло, а что добро. Утрачивается вера в справедливость, появляется желание отомстить за себя, что может стать своеобразным лейтмотивом всей жизни ребенка.
Психологически жестокое обращение – это частое использование таких особенностей поведения, как унижение, оскорбление, издевательство и высмеивание ребенка.
Жестокое обращение с детьми часто объясняется тем, что родители не готовы к трудным ситуациям и нередко в детстве сами подвергались жестокому обращению. Их дети часто имеют черты, из-за которых они легче становятся жертвами насилия. Склонность родителей применять насилие частично обусловлена особенностями самого ребенка. Такие родители часто воспринимают своих детей трудными, нуждающимися в особой помощи, а своих родителей и супругов - эмоционально бесполезными.
Можно ли работать с этими проблемами родителей? Да, можно. Сегодня психология – это практико-ориентированная наука, психологи обучаются не только «разговору по душам» со своим клиентом. Современный психолог владеет психотехниками, помогающими РАЗРЕШАТЬ трудности человека.
Не нужно оставаться один на один со своими проблемами, не нужно откладывать их решение «в долгий ящик». Психологические проблемы имеют неприятную тенденцию накапливаться, а затем неконтролируемо вырываться в самый неподходящий момент.
К сожалению, даже сегодня не всему можно обучиться, но можно напомнить родителям о том, что такое безусловная любовь к ребенку, и научить конструктивно ее выражать. А чтобы научиться любить кого-нибудь, даже своего ребенка, и заботиться о другом человеке, нужно научиться заботиться о себе.

Дмитров в соцсетях