БЕНЗИНОВЫЙ КРИЗИС
БЕНЗИНОВЫЙ КРИЗИС
НЕКОНДИЦИОННОЕ ТОПЛИВО ЗА ГРАНИЦУ
Бензиновый кризис, возникший в большинстве российских регионов, начался с Алтайского края, где с 23 апреля была резко ограничена продажа бензина. Автозаправочные станции двух крупнейших региональных операторов рынка, компаний «Газпром нефть» и «Роснефть», отпускали только по 20 литров бензина на машину для владельцев дисконтных карт, на других АЗС края продажа топлива вообще была остановлена.
«Бензиновый кризис представляет собой кратковременный всплеск спроса на бензин, вызванный скорее ажиотажем на фоне различных слухов, чем объективными причинами вроде увеличения объемов экспорта бензина. Люди пытаются закупаться впрок», - считает аналитик Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес» Павел Струков.
За границу, в основном, продается бензин стандарта Евро-2, его покупателями обычно являются африканские и среднеазиатские страны, «не охваченные жесткими экологическими требованиями». А в России с 1 января 2011 года вступил в силу регламент, запрещающий выпускать бензин ниже стандарта Евро-3. При этом ряд российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) не может производить бензин такого качества, поэтому вынужден по-прежнему производить бензин стандарта Евро-2, но продавать его уже за границу.
ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ ВЛАСТИ
Ситуация на рынке топлива стала главной темой одного из последних заседаний президиума Правительства России. Премьер-министр Владимир Путин поручил Минэнерго подготовить проект постановления о повышении вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Пошлина с 1 мая составит $408,3 за тонну вместо предыдущих $283,9. Но многие эксперты уверены - удержать топливные ресурсы на территории России может только отпуск розничных цен.
«Сейчас у компаний нет больших стимулов инвестировать в нефтепереработку, – подчеркивает зам. начальника аналитического отдела инвесткомпании «Грандис Капитал» Тимур Хайруллин. – Как следствие, за 20 лет постсоветской экономики был построен только один относительно крупный НПЗ, тогда как число автовладельцев и спрос на бензин значительно выросли».
«Однако, - отмечает главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов, - для российских властей вопрос цены на топливо является политическим, особенно в предвыборный год».
Но цены на бензин повышаются, и не только в связи с ростом стоимости сырья на мировых рынках, но и из-за увеличения акцизов, обращает внимание аналитик финансовой группы БКС Андрей Полищук. В 2011 году акцизы на бензин повысились в зависимости от класса топлива на 29-50%, на дизельное топливо - в 1,9-2,3 раза. В стоимости одного литра бензина налоги составляют сейчас до 4,5 рублей.
Литр высокооктанового бензина в среднем по РФ к концу лета может подорожать до 28 рублей, считают аналитики.
Игорь ТИМАШКОВ, генеральный директор ОАО «Яхрома-Лада»:
- У независимых компаний бензина нет. Им его не продают. Бензин есть только у сетевых компаний, таких как ТНК, Лукойл. Возможно, это делается для того, чтобы «подмять» под себя всех независимых продавцов. Дефицит на 99% искусственный, меньше качать не стали. Кроме того, поставщикам, и они это не скрывают, невыгодно продавать бензин внутри нашей страны, им лучше «гнать» его за рубеж. И здесь важна позиция государства: оно должно обеспечить преференции населению добывающей и перерабатывающей страны. Для нас бензин должен быть всегда и в первую очередь! Почему наши природные ресурсы достаются нам по такой цене?! Это как Семен Слепаков пел: «У нас общий газ, а мечты сбываются только у вас…»
Леонид РАДЧЕНКО, управляющий «Леди-такси»:
- Сегодняшняя ситуация сильно бьет по карману. Во время кризиса многие пошли работать в такси. В результате, сейчас в этой отрасли в городе огромная конкуренция. И повышение цен на бензин негативно влияет на весь бизнес. При этом повысить цены на перевозки мы не можем, поскольку регулируются они исключительно рынком. А в данный момент предложение превышает спрос, люди меньше пользуются нашими услугами и поднимать цены никак нельзя.
Причины повышения цен на бензин, думаю, исключительно политические. Сейчас ходит такая шутка, что перед выборами олигархи решили «подложить свинью» Путину, поэтому оно и происходит.
Антон МОИСЕЕВ, директор ООО “Орбита” (пассажирские перевозки)
С бензином бардак. Цены на нефть растут, правительство пыталось их сдерживать - и к чему в итоге все привело? В начале года был резкий скачок, ежедневно на 30 копеек дорожало. Солярка поднялась до 27 рублей, после ее отпустили до 24. Но сейчас рост возобновился. И это повышение будет продолжаться. Мы же открытая страна, зависим от мировой конъюнктуры, а сдерживание ни к чему хорошему не привело. Именно из-за этого и образовался дефицит. Правительство ограничило цены, а нашим переработчикам выгоднее стало на мировой рынок продавать. Теперь дефицита не будет, а цены продолжат расти.
Алексей Левашов, учредитель ООО «АЛЬФА-КБ»:
- Сейчас вообще очень много экспорта идет в другие страны. На сайте РБК.ру очень много подобной информации. Я считаю, это бессмысленно. Мы имеем большие запасы энергоресурсов, которые просто-напросто продаем, а потом эти же ресурсы получаем обратно и покупаем по большим ценам – меня это возмущает. Мы добываем нефть, а бензин у нас дороже, чем в других странах, - этого не должно быть. У РФ большая территория, много необработанного, недобытого. Государство должно стимулировать строительство добывающих, перерабатывающих заводов. Чтобы все ресурсы перерабатывались и продавались внутри рынка. Был прецедент, когда Дмитрий Анатольевич поручил подарить Звезду одному инженеру-геодезисту. И тот не принял этот подарок, в письме указал, что мы разрушили то, что строили очень долго, и он не хочет принимать такой подарок от тех, кто развалил наше государство.
Владимир АХАПКИН, директор ООО «Сибур-Артика Д»:
- Качество бензина из-за экологической целесообразности постоянно меняется. На моей памяти был 66, 72, 76, 80, 92, 95, 98, Эко. В связи с этим возникает много проблем у транспортных компаний. 80-й бензин, конечно, не удовлетворяет никаким экологическим параметрам, и его сейчас нет, а вскоре с рынка уйдет и 92-й. Но машины, которые ездят на нем, обычно имеют большое потребление (около 50 литров на 100 км), и их приходится теперь заправлять более дорогим 92-м. Для многих это очень накладно. Для таких машин мы предлагаем альтернативное топливо - сжиженный газ. На данный момент ведем переговоры с коммунальными структурами района о переоборудовании их техники под газовое топливо. Вообще, сжиженный газ - это побочный продукт при производстве бензина, соответственно, это тоже нефтяной продукт. Но при использовании газа затраты снижаются практически в два раза. И потом, здесь нет возможности хищения газа: если он попал в бак, его оттуда не слить. За мою 10-летнюю практику отмечаю такой факт: дефицит газа идет в октябре-ноябре. Это связано с выполнением договорных обязательств перед зарубежными партнерами.
СРОЧНО В НОМЕР!
Буквально накануне выхода этого номера “СП” все центральные СМИ передавали новость: в республике Тува на фоне тотального дефицита цена литра бензина выросла до 50, а по неофициальным данным - и до 70 рублей. По словам руководителя республики, Шолбана Кара-оолы, местные власти исчерпали ресурс давления на ОАО «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть», которые отделываются разовыми «подачками» в размере 100-300 тонн топлива в неделю. Разумеется, для нужд региона, в котором, кроме того, идет посевная кампания, это мизерное количество – “капля в море”.
В попытках хоть как-то упорядочить распределение тех капель бензина, которые поступают в регион, власти полностью прекратили его отпуск владельцам личного автотранспорта, которые вынуждены покупать бензин «из-под полы» по спекулятивной цене. Продажа топлива на АЗС осуществляется только по талонам для нужд гособеспечения и пассажирского автотранспорта. По ним же отоваривается и «скорая помощь», правда, власти Тувы утверждают, что медикам бензина отпускается вдоволь и пока ни одного факта невыезда медбригады к больному из-за отсутствия топлива зафиксировано не было.