Когда в 2005 году Виктора Зинчука выдвигали на звание заслуженного артиста Российской Федерации, в комиссии сказали: «Конечно же, Виктора, ведь он пропагандирует классику. Так играет, что каждому понятно». Сегодня виртуозному гитаристу, композитору и аранжировщику Виктору Зинчуку рукоплещут залы не только России, но и Франции, Италии, Голландии, Ирландии, Швейцарии и других стран.
28 ноября дмитровская публика снова
сможет услышать Золотую гитару России в программе «Лучшая музыка трех столетий».
В преддверии концерта Виктор дал эксклюзивное интервью для «СП». - Виктор, Вы второй раз приезжаете в Дмитров. Каким запомнился город? - Удалось почувствовать
замечательную атмосферу города. Она отличная от московской – спокойная, умиротворенная,
никто никуда не спешит. Простые, хорошие люди. На самом деле, я часто проезжаю
Дмитров. Не так давно мы выступали в Дубне. Я принимал участие в съемках
передачи «Контрольная закупка» - в окрестностях Дмитрова немало пищевых
предприятий. Помню танк на въезде в город. И очень красивый канал - хочется
порыбачить там или просто посидеть, но пока не бывает свободного времени. Те,
кто заглядывает на сайт, знают, что у нас каждый день концерты в разных точках
- Подмосковье, Челябинск, Екатеринбург... А также съемки, запись диска. - Какая из композиций для Вас олицетворяет
Дмитров? - Природа Подмосковья у меня
ассоциируется с вальсом Грибоедова, с Шопеном. Такая возвышенная грусть,
романтическая, осенняя. - Что можете рассказать заранее о концерте? Будут ли фрагменты нового
альбома на кельтские мотивы, который Вы сейчас заканчиваете? - Конечно, я их добавил. Сам диск
еще не появился, но в следующий раз я его обязательно привезу. Уже готова
обложка, сегодня еду на студию заканчивать последнюю композицию. Также возьму
банджо – очень позитивная музыка. Будут и новые композиции, дуэты. Мы с
гитаристом Дмитрием Лобановым сделали обработку Шуберта, «Венгерского танца»
Брамса. Нас всегда просят исполнить классические композиции - они не надоедают,
потому что на радио и ТВ мало классики. Недавно я снимался в программе на
английском языке «Russia Today»
с Александром Гурновым. Многих поразило, что в репертуаре русского композитора
есть все - Шуберт, Шуман, Огинский, Бах, Паганини, Бизе, Штраус, старинный ирландский
композитор О`Кэролан, попурри на темы Моцарта, Бетховена… Охват очень большой,
есть и свои композиции. Двухчасовой концерт пролетает очень быстро. - О Ваших музыкальных заслугах известное многое, а вот о личной жизни –
ничего… - Моя жизнь на сцене, там я ее
переживаю. О личном, действительно, рассказываю мало, но не секрет, что я женат
– уже 22 года. Я, наверное, какая-то «неправильная» звезда, для меня это
серьезные отношения. - А дети? - У меня есть сын. - Он занимается тем же, что и Вы? - Нет, конечно, я хотел бы, чтобы
он был нормальным человеком. Учится в институте на юриста. - То есть себя Вы считаете ненормальным? - Ну… Быть музыкантом очень тяжело.
Этого не пожелаешь и врагу, на самом деле. За каждой композицией – каторжная
работа. И в тоже время - страшное удовольствие, страшное счастье. И какова
амплитуда этого счастья! - Как проводите праздники? - Бывает, собираемся вместе и едем
летом на море, в Италию. Там я жил и работал некоторое время. Прекрасно знаю
итальянский язык, спокойно там общаюсь. Беру машину на прокат, езжу в маленькие
городки, где нет, конечно, туристов, нет больших гостиниц, можно быть
неузнанным. Кстати, о загранице - в этот год
дружбы с Францией мы с Дмитрием принимали участие в концертах в Гренобле, в
Альпах. Обновленную программу, которую играли во Франции, будем играть и в Дмитрове. А вообще, когда у всех праздники, у
нас, конечно, работа. После Нового года, когда есть несколько дней, стараюсь
поехать в Европу и посидеть в каком-нибудь баре с литровой кружкой пива. Обожаю
этот напиток, но не часто приходится пить. И потом походить по сказочным
старинным улочкам городов, как в сказках братьев Гримм. В такой атмосфере
отдыхаешь и заряжаешься. Могу себе позволить ездить и в Венецию за
впечатлениями. Но я трудоголик - всегда работаю. И это самое хорошее состояние. - С кем из современных музыкантов общаетесь, выступали? С кем
планируете, хотели бы записать совместные проекты? - У нас есть футбольный клуб звезд «Старко». Там образуются
неожиданные дуэты. Можем собраться и поимпровизировать с Крисом Кельми, Андреем
Державиным – великолепные музыканты. Но в основном мне интереснее всего играть в
содружестве с Бетховеном, Бахом, Паганини, Рахманиновым. То, что я
играю на концерте, - поверьте, сложнее всего и почетней. Так что я не стремлюсь
в своей карьере поставить «галочку», еще с кем-то поиграть. Были дуэты и с Аллой Пугачевой, и с
Юрием Антоновым. На свой концерт в
Кремле я приглашал Фрэнсиса Гойю. Выступали с Владимиром Пресняковым (старшим,
конечно же), Игорем Бутманом. Был великолепный дуэт с примой Мариинского театра
Юлией Махалиной на композицию Сен-Санса “Лебедь”. Это, конечно, мимолетно. Я
рад, что эти выступления увековечены в концертном DVD, который тоже привезу в Дмитров. Я,
конечно же, музицировал и выступал со многими интересными людьми. Общался с
гитаристами Стивом Ваем и Джо Сатриани, выступал в Италии с итальянской
группой. В «Старко» мы все очень дружны.
Влад Топалов, Сашка Иванов (группа «Рондо»), Пьер Нарцисс, Игорь Красилов
(«новая русская бабка» Цветочек), Дмитрий Харатьян, журналист Александр Гурнов.
Общаться с такими личностями - замечательный праздник. - Для футбола нужно обладать хорошей спортивной формой. Как
поддерживаете себя? - На поле у нас, как говорится, и
пот, и кровь. Мне уже мениск вырезали, были серьезно порваны связки. Раз в
неделю тренировки, каждый месяц турниры, много благотворительных матчей. Это
для нас лучший отдых. - Как насчет музыки к фильмам? На каких проектах работали, какие были
предложения? - Моя музыка инструментальная, ее
часто используют в телевизионных, театральных заставках, в танцах., берут для
выступлений фигуристов, цирковых представлений. Я писал музыку к документальным
фильмам: лет двадцать назад вышел фильм «Виктор Победитель», еще был цикл фильмов
о севере “Polar Bridge”.
Моя музыка звучит в художественном фильме «Короткое дыхание любви» с Андрисом
Лиепой. Сейчас я об этом не думаю, просто сосредотачиваюсь на том, чтобы писать
музыку. - Вы зарабатываете только на музыке или есть еще какая-то статья
доходов, бизнес? - Только музыка. Ездим на гастроли,
я выступаю и в качестве звукорежиссера, имиджмейкера, оформителя дисков, автора
концепции. Порой нужно быть и психологом. И налоги вовремя платить. Конечно, со мной работает команда
профессионалов. И нам нравится то, чем занимаемся. Мы счастливые. В отличие от многих музыкантов, я и
по образованию музыкант, а не архитектор, экономист, художник, поэтому и
занимаюсь только этим. Сочетаю все - любовь к музыке, семье, спорту. И работу, и записи. Когда все в жизни сбалансировано,
есть гармония – тогда все здорово получается.
- У вас есть видеокурс «Мастер-класс Виктора Зинчука». Дайте совет
читателям: как выбрать гитару тем, кто не обладает еще ни музыкальными
знаниями, ни финансовыми возможностями приобрести Fender? - Я сам начинал с гитары, которая у
меня была еще в советское время. Лежала за диваном полузапылившаяся, Ленинградского
завода, семиструнная…. Мне педагог рассказал, как переделать семиструнную
гитару на шестиструнную. Вырезать небольшую пластинку, на ровном расстоянии 6
дырочек - и вот уже можно играть. Не думаю, что сейчас у кого-то есть такие
проблемы. Любой может пойти в магазин, где выбор музыкальных инструментов
большой. За 5-6 тысяч можно купить гитару, на которой можно начинать играть.
При желании каждый может проконсультироваться у продавца. Самое главное -
выбирайте ту, которая больше понравится, которую приятней держать в руках.
Положительные эмоции, эмоциональный порыв, ожидание праздника – вас что-то
должно поманить и удержать. Для начала, для обучения необязательно покупать
дорогие американские инструменты.
Беседовала
Надежда СУВОРОВА