Почему так трудно отказаться от роли жертвы и вместе с тем от страданий? Объясняется это разными, в большей или меньшей степени осознаваемыми причинами, четких границ между которыми нет.
1. Страдание превратилось в хорошо знакомое, «родное» ощущение, которым человек «оснастил» свою жизнь. Оно стало настолько привычным, что человек может чувствовать себя с ним вполне комфортно.
2. Для некоторых людей страдание является, по-видимому, единственной возможностью интенсивно себя ощущать. «Я страдаю, значит, я себя чувствую, значит, я живу!». Страдание дает самое сильное ощущение живости. Нередко клиенты психологов, «распрощавшись» со своими страданиями, жалуются потом на почти невыносимое ощущение пустоты.
3. Как в классическом случае выгоды от болезни, страдание «вознаграждается». Пока человек страдает, он получает больше любви и внимания, все вертится только вокруг него и его болезни.
4. Страдание «возносит» человека на другую позицию. Раз он страдает, он кажется себе лучше окружающих, что приводит к новой (в большинстве случаев неосознанной) претензии. Поскольку она не может быть удовлетворена, безосновательная претензия снова укрепляет человека в роли страдающей жертвы. «Никто меня не понимает» или «все против меня» - таковы основные убеждения «хронических» жертв.
5. Страдание может получить общественное признание и давать ощущение принадлежности к некой группе. «Бедные брошенные женщины» пользуются поверхностным сочувствием общества. Они образуют группу, которая дает им сострадание, подтверждение и мотивацию. Отказавшись от роли жертвы, женщина перестает принадлежать к этой группе.
6. В большинстве случаев страдание характеризуется пассивностью. Отказаться от роли жертвы и занять активную позицию означает взять на себя ответственность и «приняться за дело».
7. В весьма спорной интерпретации страдание способно восстанавливать собственную невиновность. Боясь признать свою вину, человек «прячется» в роль жертвы и внешне снова становится невиновным. Такое отрицание собственной вины человека, совершившего серьезный проступок, приводит к новым страданиям в следующих поколениях.
В каждой из приведенных выше ситуаций страдающим можно задать вопрос: «Что будет после того, как страдания закончатся?» Например, состоянию «я страдаю, потому что у меня скучная работа и маленькая зарплата» можно положить конец, сменив место работы. Но если человек не готов, скажем, к связанному с этим переезду, то ему проще страдать, чем собрать чемодан.
«Страдать легче, чем решать», - говорит Берт Хеллингер.
По материалам книги И. Кучера, К Шеффлер «Что же со мной такое?»
Ведется предварительная запись в группу для проведения расстановок по методу Берта Хеллингера.
Расстановки будут проводиться в Дмитрове в октябре и ноябре
Для консультации и записи на расстановку
звоните 8-901-533-37-69.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основные понятия
Техники и приемы расстановки
Хеллингер "И в середине тебе станет легко"
Хеллингер "Источнику не нужно спрашивать пути"
Хеллингер "Порядки любви. Разрешение конфликтов"
Вебер "Кризисы любви"
Вебер "Практика семейной расстановки"