"СП"

"ДЕНЬГИ НЕ ПРИ ЧЕМ... "

В это светлое воскресенье мы будем отмечать Пасху. Независимо от нашего общественного положения, материального достатка и жизненных целей мы трепетно готовимся к этому дню: печем куличи, красим яйца и в день Святого Воскресения приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»Некоторые в эти дни пойдут в церковь, кто-то просто отметит праздник в кругу семьи и друзей. И у всех у нас, людей религиозных и не очень, в душе есть вопросы, ответы на которые не даст ни один учебник. А поговорить о том, что наболело, волнует, действительно нужно - и хотелось бы быть услышанными.
В преддверии Пасхи мы встретились с Благочинным Дмитровского церковного округа протоиереем Афанасием.

НАША СПРАВКА
Благочинный Дмитровского церковного округа, протоиерей Афанасий Чорногуз родился в 1974 году в семье священнослужителей. Отец - протоиерей Иоанн, настоятель районного прихода в Костромской епархии. Мать - Мария Дмитриевна, регент церковного хора. Трое сестер и трое братьев отца Афанасия также посвятили себя церковному служению.
Вслед за старшим братом Сергием поступил в Московскую духовную семинарию. После первого курса был призван в армию. Служил в городе Муроме в полку связи центрального подчинения. После армии закончил семинарию, поступил в Московскую духовную академию. По окончании первого курса обвенчан с матушкой Анастасией и с благословения Святейшего патриарха Алексия II рукоположен в сан священника.
В 2000 г. стал настоятелем храма Святителя Тихона в Ленинском районе Московской области. В 2007 получил назначение в город Дмитров.
У отца Афанасия пятеро детей, старшей дочери 12 лет, младшей - 3 года.

 

- Отец Афанасий, мы приготовили для Вас вопросы, заданные нашими коллегами, партнерами, друзьями, людьми на улицах. Сначала мы ограничились деловой сферой, но у наших респондентов тема бизнеса, денег, благосостояния далеко не на первом месте...

- Прежде я хотел бы принести соболезнования всем, кто пострадал в результате террористического акта в московском метро. Это отозвалось болью в моем сердце, это касается каждого из нас. И я полностью разделяю слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что отвечать на такую опасность нужно не страхом, не паникой, не озлоблением, а единением нашего народа.

- Какой может быть объединяющая идея для страны? Ее ведь так и не придумали после развала СССР...

- Когда служим Богу – побеждаем, а когда забываем, побеждают нас. Сейчас РПЦ - самая многочисленная организация, которая влияет и на жизнь общества, и на политику государства. Несколько лет назад было заявление Госдепа США, что РПЦ совершенно неоправданно влияет на внутреннюю и внешнюю политику России. Они не понимают, что Российское государство ведет свое начало с крещения князя Владимира, а до этого были разъединенные языческие племена, которые поклонялись своим богам. Не было идеи объединения и общего нравственного фундамента.
Единственная структура, которая сохранилась от Российской империи и от Советского союза – структура православной церкви. Когда был конфликт с Грузией, грузинский патриарх Илья приезжал в Россию на отпевание Святейшего Патриарха Алексия II. Когда наш Патриарх приезжает в Белоруссию, Лукашенко говорит: «Вот Ваша паства». Когда Патриарх приезжает в Украину, избранный президент Янукович просит его благословения. Вот она, опора, общая идея, фундамент - служение Богу в церкви.

- Финансовое благополучие человека что-то значит в мире вечных ценностей?

- Ничего. Благосостояние, деньги совершенно не при чем. Отвечу словами Священного Писания: «Трудно войти богатому в Царство Небесное, но невозможное человеку возможно Богу». Наши жизненные обстоятельства и положение не имеют никакого значения по сравнению с нашим состраданием, принятием других, участием в судьбе ближнего.

- Серьезные управленческие решения в бизнесе могут противоречить моральным принципам православия, например, когда речь идет об увольнении. Как быть?

- Нужно сказать, что предприниматели сталкиваются с такой реальностью, чаще всего не являясь ее инициаторами. Во-первых, если приходится увольнять человека и понятно, что иначе предприятие не выживет и пострадает большее число людей, то такое увольнение - меньшее зло. 
При этом нужно оказать какое-то содействие в дальнейшей жизни человека, не вычеркивая его из круга своего общения, проявить внимание и даже проследить его дальнейшую судьбу через год, через два. Человеку будет приятно, что директор о нем вспомнил, поинтересовался, как живет его семья. Такое внимание поддержит человека и, возможно, подвигнет его на более вдохновенный труд.

- Как предпринимателю, директору предприятия бороться со сребролюбием, понимая, что он несет ответственность за вверенное ему дело, за коллектив?

- Вы знаете, нужно несколько разделить вопрос. Во-первых, сребролюбие как недуг души, как страсть не зависит от количества денег. Можно иметь совсем небольшую сумму денег, где-то запрятанную, и полагать все упования на эти средства. Вспомните Плюшкина, Коробочку. А можно, обладая значительными материальными средствами, к ним не привязываться. Это надо различать.
А что касается ответственности за вверенный коллектив, конечно, это самое верное средство от корыстолюбия Потому что, внимая своей душе, своему сердцу, человек становится внимательным к проблемам и бедам ближнего. Ведь главная заповедь – возлюби господа Бога и ближнего своего как самого себя. Если тебя совершенно не волнует беда ближнего, его скорбь, надо обратить внимание на состояние своей души, на избавление от пагубных страстей. Как избавляться? Прежде всего, прийти на исповедь, и священник возьмет руководство, что-то подскажет.
Когда человек, прежде всего, думает о том, как вовремя, нисколько не убавляя, отдать зарплату своим сотрудникам, он поступает по-христиански. Что касается прибыли, то я думаю, что тот, кто переживает за свой коллектив как за свою семью, получая прибыль, наверное, подумает не о том, как купить себе яхту, а как сделать предприятие более стабильным, устойчивым.
- Благотворительность – не только благое дело, но и возможность минимизировать налогооблагаемую базу. По-христиански оказывать помощь нужно, не афишируя этого. По закону, ее нужно декларировать, и тогда можно получить налоговые льготы и поддержать свое предприятие. Как быть в этой ситуации?

- Каждый человек находится на своем пути выцерковления. Кто-то только слышал о Евангелии, кто-то старается жить по нему, кто-то знает, что такое церковное таинство. Созвучно со своей духовной жизнью человек и должен поступать. Идеал такого жертвования изображен в священном писании так: «…когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». Это идеал, к которому мы идем. Нужно слушать совесть.
- Христианская совесть, наверное, говорит о том, что афишировать не следует.

- Я и говорю об этом, но мы не хотим огорчить тех людей, которые только начинают выцерковляться. Может, они еще не готовы. Каждый, в ком есть духовное естество, пусть созвучно ему и поступает.

- В католический храм можно зайти в любой одежде. У нас же, в лучшем случае сделают замечание, а то и попросят уйти.

- Если человек пришел в храм, одетый «не так», его ни в коем случае не нужно отталкивать. Может быть, это его первый шаг к церкви, или он в отчаянии. У нас постоянно проводится работа с прихожанами, чтобы к людям относились бережно и внимательно.
В некоторых сектах человека встречают с таким радушием, словно он попал в рай земной. Такой прием ошеломляет многих. Мы называем это «бомбардировкой любовью» с целью уловить душу в ложное учение и представление о Боге и духовном мире.
В православии есть правила, которые надо стремиться соблюдать. И вот почему. II Ватиканский собор в 1962 году принял много поправок к дисциплинарной части духовной жизни католика, направленных, в основном, на «упрощение»: был сокращен до одного часа пост перед причастием, сокращен Великий пост. В итоге католическая церковь потеряла очень многих верующих. Ведь люди приходят в храм для того, чтобы «подтянуться» к определенному уровню.
Мы, например, используем церковно-славянский язык как более богатый духовно. В этом языке вы не найдете слов, изображающих непотребное для христианской нравственности. Этот язык служит для прославления Бога, Божьей любви к человеческому роду.
У нас нет скамеечек. Сегодня скамеечки, завтра лежаночки, послезавтра сократим службу - чем это закончится? Угасанием веры в людях.
Когда Святителя Тихона спросили, почему произошла революция, он ответил: «Перестали поститься». Нарушился в самом корне нравственный уклад жизни и веры.
В католической церкви уже даже свечку не надо зажигать: нажал на кнопку, она и загорелась, как лампочка. Народ отходит от такой церкви, храмы закрываются, не имея средств на коммунальные платежи. Сейчас русская православная церковь иногда покупает кирхи в европейских странах для обустройства православных церквей.
Кроме того, сейчас идет процесс исламизации Европы. Католическая церковь построена на гуманизме и проигрывает в борьбе за Европу. В Исламе четкие, жесткие правила. Снисхождение может привести к полному разрушению любого общества.
Надо понимать, что снисхождение в частном порядке возможно и нередко случается. «Батюшка, не могу поститься, мне нужно стакан молока в неделю». Вот и пей стакан - не больше и не меньше.

- Во Франции, католическая церковь приняла решение, что можно в небольших грехах исповедоваться по телефону. У нас это возможно?

- В церковной практике существует такая вещь, как икономия (принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения – прим. ред.) Например, если новорожденный находится при смерти, таинство крещения может совершить обычный человек – его мама или акушерка или врач – главное, чтобы он был крещеный и чтобы была святая вода. Это и есть икономия, снисхождение к жизненным реалиям. Исповедь по телефону - это исключение, подтверждающее правило исповеди священнику в храме.

- Ручной труд сейчас не в почете. Уговорить старшеклассника заняться изучением рабочих специальностей проблематично, система ПТУ рухнула. В чести банкиры, риэлторы, консалтанты всех мастей. Чиновники ведут себя так, словно они умные, а те, кто не занял таких мест – не слишком. Что делать, как зарабатывать так, чтобы и бизнес процветал, и не воровать, взяток не давать и не брать?

- Здесь надо определиться по уму человеческому. Во-первых, это дар Божий. Мы ничего не сделали для того, чтобы родиться на земле - Господь нас призвал к жизни, Господь нас в меру наградил качествами, силами души: умом, волей, совестью, чувствами.  
Нужно осмыслить: человек, который отходит от Бога, - умный ли он? Есть в Псалтыри такие замечательные слова: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». То есть безумный человек говорит своей душе, что бога нет. Если использовать ученость только для денег, то даже если человек приобрел все, что хотел, это все отнимется.
Нужно также рассматривать труд физический и умственный как целостную составляющую духовной жизни человека, которая позволяет раскрыться творчески, дает гармонию душе. Когда человек старается жить духовной жизнью, то он перестает чураться любой работы. Это есть тот путь, который принесет человеку счастье бесконечное. И человек, который принимает такой путь, и есть по-настоящему умный.

- Что такое конкуренция с православной точки зрения? У человека такая ситуация: имеется небольшой бизнес в сфере торговли, приходит московская сеть, и от его бизнеса может ничего не остаться. Московский менеджмент действует очень жестко. А у этого человека четверо детей, и он спрашивает: как быть - начинать войну, жаловаться в инстанции или опустить руки, что может повлечь за собой закрытие бизнеса?

- Мне думается, в первую очередь, мы должны сказать о том, как эту ситуацию изменить. Воспитывать в нравственно-христианском духе наших детей, которые смогут создавать в своем будущем предпринимательском кругу общения основы христианского отношения к этим проблемам. Поэтому церковь говорит о преподавании, о знакомстве школьников, детей младших классов, детского сада с духовными основами православной веры, чтобы заложить эту нравственность, которая не позволит таким вещам в дальнейшем совершаться. Ведь чем больше будет православных и нравственных людей и в бизнесе, предпринимательстве, тем меньше будет таких явлений. Такой вопрос лишь подтверждает, что люди далеки от веры, от нравственно-христианских устоев.

- А в данной конкретной ситуации, что предпринимателю делать, ведь у него уже произошла эта ситуация. Воспитывать конкурентов уже поздно….

- Я думаю, с этим вопросом лучше все-таки прийти на исповедь и получить наставления духовника. Потому что вот так с ходу, не вникая в духовное состояния человека, в его внутреннюю жизнь, очень сложно что-то советовать. 

- Какие профессии, с Вашей точки зрения, «душевредные»?

- Наверное, те профессии, которые требуют от человека отступления от заповедей Божьих. Это может быть сфера развлечений, игорный бизнес. Совершено ведь ясно, что душевную пользу человек от такого дела не приобретет. 
А в остальном принцип такой – не место красит человека, а человек место.

- Живет пара гражданским браком: он вдовец, она разведена. Мужчина был венчан со своей покойной женой. Могут ли они венчаться?

- Церковь допускает венчание вторым чином в том случае, если скончалась супруга. Но это возможно лишь после того, как они распишутся. 
- А почему, ведь раньше не было ЗАГСа?

- До Октябрьской революции функции ЗАГСа исполняла церковь, и батюшка, перед тем как повенчать, записывал акт гражданского состояния. Законный брак - это ответственность друг перед другом и перед обществом. Как в древности венчали? Сначала обручение: колечки надели, и неделю после жених и невеста ходили в брачных нарядах. Они еще могли передумать, разойтись, и никаких претензий никто и никому предъявлять не мог. И если не было никаких замечаний, препятствий за эту неделю, тогда они уже венчались. 
Многие молодые могут подумать, что церковь - это сплошные запреты. Это не так. Церковь – это огромный духовный опыт, нашей христианской цивилизации, духовной жизни. Когда священники выслушивают семейные проблемы, семейные трудности, помогают найти ориентир, они предотвращают многое. Когда дети мои пошли в школу, я узнал - и очень удивился, - что более чем две трети семей неполные, матери-одиночки. Это сейчас встречается настолько часто, что мы привыкли. Когда грех умножается, такая безотцовщина становится нормой.

- Есть люди, которые не знают, крестили их или нет. Можно ли повторно креститься?

- Здесь каждый случай индивидуален. Бывает, что человек не помнит, и мы не можем узнать это даже по его быту. И со снисхождением допускается полноценное крещение, мы как бы отдаем это решение на суд Божий: «Господи, мы своими способностями (умственными, аналитическими) не можем узнать…» И крещение допускается ради того, чтобы человек не лишился таинства и благодати крещения. Но это не будет крещение во второй раз, оно будет рассматриваться как совершенное единожды в жизни человека. 

- Занятия йогой противоречат христианским ценностям? Многие задают такой вопрос, у людей, например, болит спина, и занятия йогой очень помогли бы.

- Абсолютно противоречат. Если для здоровья, я думаю, не стоит обязательно прибегать к йоге, потому что это не только физические упражнения, но и духовная практика, принадлежащая религиозным системам, которые абсолютно не соприкасаются с христианской - индуизм, буддизм.
Буддизм сейчас очень моден среди бизнесменов и в высших кругах, и самая главная идея его – карма и реинкарнация, достижение нирваны и… полное отсутствие любви. Твоя проблема - карма, но ты абсолютно меня не касаешься. И потом достижение нирваны, на мой взгляд, - это стирание личности как таковой.

- Но если речь идет исключительно о физкультуре?

- Я бы не рекомендовал. Йога - серьезное учение, в котором физические и духовные практики тесно связаны, их нельзя разделить.

- А у нас есть свои собственные физические практики, с помощью которых можно достичь того же результата?

- Какого-то физического комплекса в христианском православии нет. Мы рассматриваем физический труд как составляющую духовной жизни. Он помогает усмирять плоть, дает нагрузку телу, чтобы оно все-таки знало свое второе место. Сюда можно включить понятие поста – времени воздержания от мясной, молочной пищи, когда мы в главу ставим потребности души. 

- Как Вы относитесь к современной психологии, психотерапии, в том числе к методикам кодирования для лечения алкоголизма?

- У нас в семинарии преподавались основы психологии. Священнику, конечно, приходиться сталкиваться с вопросами психологии, и важно понимать, когда у человека есть какие-то психические расстройства. 
Что касается алкоголизма, то очень часто кодирование не исцеляет. Пьянство – болезнь души. И душу может исцелить тот, кто ее создал.
Думаю, что кодирование заковывает человека в какие-то рамки: нельзя того, нельзя этого, но душа остается с этим недугом, неисцеленная. Поэтому люди и срываются. Человек пытается способами, которые не подходят природе человеческой, избавиться от тяжелого недуга. Это огромный труд, огромная работа. Тот, кто приходит в храм исповедоваться, знает, как сложно и трудно бывает избавиться от какого-то маленького греха, и как это бывает легко, когда с помощью Божией ты это преодолеваешь и становишься как птица, парящая над землей.

"Мне хотелось бы поблагодарить предпринимателей Дмитровского района за помощь, которую они оказывают храмам, приходским общинам, воскресным школам. У нас на глазах происходит возрождение церковной жизни Московской епархии,и в нашу повседневную жизнь уже вошла благочестивая практика такой помощи со стороны предпринимателей. Спасибо всем, кто принимает в этом участие".

- Отец Афанасий, Ваш отец служил еще при советской власти. Какие впечатления связаны у Вас с той эпохой?

- Отец мой рукоположился еще в 70-м году. Это были совсем другие времена, все осталось в нашей детской памяти. Мы, дети из церковной семьи, не вступали в пионерскую и комсомольскую организации, в школе были в некоторой оппозиции и даже изоляции. Это научило нас ценить друзей и спасло от многих вредных привычек.

- Можно сказать, что Ваша семья в те времена была не слишком социально адаптирована?

- Наверное, так и было. Но и тогда можно было быть нравственным человеком, совершать хорошие поступки, не будучи пионером. 

- А можно ли сказать, что сейчас можно быть хорошим человеком, не будучи прихожанином? Ведь есть очень много людей, которые в Бога верят, но не ходят в церковь и не принадлежат ни к какой религии.

- Это распространенная история, особенно в среде интеллигенции. Говорят даже: «Бог у меня в душе»... Но человек - существо двухсоставное, духовно-телесное. Говоря, что Бог в душе, он подтверждает, что состоит из двух половинок - души и тела. Так вот, ни в коем случае нельзя разрывать единого человека на две части: душа верит – тело не верит. В этом есть лукавство. Представьте себе отца, любящего свою семью в душе, а не на деле.

- Столько тайн пустить в свое сердце - тяжелое бремя для священника?

- Не настолько оно тяжелое. Ведь в таинстве исповеди батюшка не только соприкасается с трудностями, которое имеет духовное чадо. Священник чувствует и очищение души. И ему радость бывает от того, что человек от какого-то греха остановился, он осознал, что освобождается от гордости, от осуждения. Это возрождение души. Покаяние – не есть таинство грусти, таинство бездонной печали. Это таинство очищения души. Оно может быть сопряжено со слезами, с гигантской внутренней работой по осознанию греха, по осуждению себя в этом грехе, по ненависти к этому греху. И все это заканчивается разрешительной молитвой, когда Господь этот грех прощает, когда человека призывают жить снова, он снова друг Христа, он снова рядом с Богом, может пречищаться в Христовой церкви и идти дальше.

- В воскресенье, 4 апреля, начинаются Пасхальные праздники. Что Вы пожелаете православным дмитровчанам?

- Я думаю, что все обрадуются, услышав звон новых колоколов. У нас к Пасхе будут отбивать совершенно новый звон. По инициативе и благодаря усилиям главы района Валерия Гаврилова в Успенском соборе будут установлены новые большие колокола весом 5200, 2800 и 1320 кг. В Вербное воскресенье, 28 марта, прошло освящение, первый звон – на Пасху. Можно смело сказать, что Успенский собор никогда за свою историю, с 1531-го года, не был так красив: позолоченные купола, богатое внутреннее убранство, присутствие в храме мощей Печерских узников - и такой замечательный звон на праздник.
Приглашаю на Пасхальное богослужение 4 апреля в полночь,- на Крестный ход. Желаю вам, дорогие дмитровчане, пасхальной радости в ваших душах.

Материал подготовила Татьяна ЧАЙКОВСКАЯ

Дмитров в соцсетях