На днях случилось мне побывать в Калуге. Едем мы с местным гидом-проводником по земле Циолковского и Чижевского мимо очаровательного коттеджного поселка «Швейцарская деревня», и тут я с удивлением узнаю, что вместе с землей коттедж в благоустроенном поселке, превосходящий по площади пятикомнатную квартиру, стоит меньше трех миллионов - и спроса нет.
Интересуюсь причинами. Гид скептически объявляет: «Не для русских такая технология: каркас, утеплитель, гипсокартон - сайдинг по наружи. Нашему брату кирпич подавай или, на худой конец, брус».
Не хотелось мне вступать в полемику, но про себя подумал: «Почему у нас, у русских, в почете то, от чего умные люди на западе отказались сто лет назад? Ведь протопить каменную коробку или тот же колодец из бруса выйдет дороже в разы по сравнению с каркасным коттеджем. И температуру они держат хуже. А тарифы на тепло, на электричество, на водоотведение растут и будут расти».
Кстати, в Калуге я был на совещании (с участием представителей федерального министерства регионального развития) именно по этой тематике. И спешу «обрадовать» читателя: правительство заставит нас экономить. Аппетиты по потреблению воды, тепла и электричества придется умерить. Мы его потребляем в пять раз больше, чем европейцы. А платим при этом в пять раз меньше, чем они. В ближайшие годы тарифы на воду, тепло и электричество будут продолжать свой рост. И вот тогда на первый план вылезут конкурентные преимущества канадских, финских и немецких коттеджей, созданных по каркасной технологии.
Полтора метра кирпичной кладки «съест» столько килокалорий, что мало не покажется. А ведь только такая толщина кирпичной стены может конкурировать с сэндвич-панелью по теплозащите.
Отгородиться от мира каменной стеной, подражая Наф-Нафу, - желание понятное. Но ведь и каркас можно обложить в полкирпича или даже в кирпич. Такая стена не будет «отъедать» у собственника средства на обогрев самой себя. Все, что затратит хозяин на обогрев помещения, с ним и останется. Кстати, если при минус сорок на день или два прекратить отапливать канадский коттедж, температура в нем за сутки будет опускаться всего на два градуса. Что будет с бетонной или кирпичной коробкой при аналогичных условиях – рассказывать не надо. Все мы знаем это по опыту межсезонья - весны и осени, когда тепла уже нет или еще нет, а на дворе холодно.
Продолжая мысленную полемику с моим калужским гидом, я подитожил: «Для русских или не для русских канадская технология домостроения, покажет завтрашний день. И те, кто поумнее, подальновиднее, уже сегодня озаботятся вложениями в свое благополучное и безбедное будущее».
Если бы Чижевский и Циолковский мыслили как мой уважаемый проводник, не было бы у нас космических рекордов и технологических прорывов. А они есть. Стало быть, все-таки для русских новые современные технологии.
Владимир ПОЛЯКОВ