Важный атрибут делового человека - офис. Вести дело без твердого пола под ногами решится не каждый. Помещение в аренду – решение проблемы. Порой арендуемая «штаб-квартира» – пристанище для бизнес-свершений на долгие годы. Да, у арендаторов муниципального имущества есть преимущественное право его выкупа. Но дешевые квадратные метры исчерпали себя уже давно.
В Дмитрове в условиях дефицита площадей каждый метр приносит хорошую и стабильную прибыль арендодателю. Арендатор же сегодня загнан в угол. Если в столице цены на аренду падают, из-за превышения предложения над спросом, в Дмитрове стоимость неизменна.
В условиях кризиса такая стабильность омрачает положение многих частных дел. Спад потребительского спроса вынуждает сокращать расходы: урезаются зарплаты, ликвидируются премии, изыскиваются более дешевые поставщики; идет переход на продажу продукции эконом-класса, устанавливаются суперскидки. Казалось бы, стратегия работы в кризис найдена, если бы не эта неколебимая арендная плата.
Два центра
одной проблемы
В Дмитрове ставки разнообразны. Их уровень зависит от многих факторов: удаленность от центра, телефон, интернет, парковки, доступность жителям, отделка, качество помещений, коммунальные услуги и т.д.
Средняя стоимость одного квадратного метра в месяц в городе 830 рублей.
За 1500-1600 рублей вы снимите метр офиса в ТД «Дмитров» и гостинице «Дмитровский Посад». Торговый павильон на центральном рынке - 800 руб. В районе ДЗФС можно открыть предприятие бытовых услуг, заплатив за аренду те же 800 рублей за метр, а вот разместить «штаб-квартиру» на ул. Веретенникова возможно всего за 450 рублей.
Сравните с предложением московской риэлтерской компании- «Сдается. ЦАО, здание под офисы в 5 минутах ходьбы от м. Лубянка, Чеховская и Трубная. 2 этажа. Свежий офисный ремонт, потолки 3,5м, 2 санузла, кухня, парковка на 2 м/м, интернет, цена 450$ за кв. м. в год.
Переводим на дмитровский язык цен – те же 1200 рублей за м. кв. в месяц.
«Мой малый бизнес работает на арендодателя», - считает Галина Портнова, руководитель швейного салона-ателье (в районе с 1999 года). Директор рассказала о том, что «сейчас вся прибыль идет исключительно на аренду и зарплату, и даже уже немного уходим в минус. Аренда - тоже бизнес для арендодателя. Но снижение ставки – помогло бы работать в кризис. О цене говорить не буду – это коммерческая тайна. Хорошо, что она не повышается. Снять помещение по приемлемой цене можно только на окраине. Смысла в этом нет. Салон уже себя зарекомендовал именно здесь, в центре. Но смена места повлечет значительные расходы на рекламную кампанию. Проще закрыть, чем начинать снова».
«Первыми покинуть доходное место в «Дмитровском Посаде, - поделился новостью Константин Глущенко, генеральный директор «ЗемКонсалт», - заставило то, что арендная плата и зарплата сотрудников – все, на что хватает денег. Тоже стали уходить в минус. Мы сознательно шли на аренду именно этого помещения. А сейчас платежеспособность людей сошла на «нет». Дачный сезон заканчивается. Геодезия станет невостребованной. На 90% сократилось строительство. За 8 месяцев всего один заказ от проектировщиков. А раньше мы не успевали делать и всем отдавали заказы.
В Москве цены уже в феврале-марте были такие, что за 20$ за м. кв. в месяц можно было снять приличное помещение. Мы же платим почти в два раза дороже.
Сейчас нашли подходящий офис. Нам повезло – имущество муниципальное. Посчитали - аренда обойдется нам в семь раз дешевле!»
Разбиралась в проблеме
Надежда СУВОРОВА