АКТИВНО наступающий кадровый кризис отчетливо обнажает одну из главных своих причин: потенциальный потребитель профессиональных кадров (работодатель) практически не участвует в их базовом и послевузовском обучении, в разработке образовательных стандартов и рабочих программ. Профессиональная составляющая сегодняшнего высшего образования в большинстве случаев серьезно деформирована, а в некоторых - просто отсутствует. Закон РФ «Об образовании» устанавливает взаимоотношения сферы образования с работодателями исключительно в плане обязанностей. Закон возлагает на них ответственность за повышение профессиональной квалификации работников. Однако не содержит каких-либо норм, относящихся к правам работодателей и их объединений в образовательной сфере. Даже в области дополнительного профессионального образования (ДПО) участие представителей бизнес-сообщества сводится главным образом к наблюдательным функциям. Таким образом, роль работодателей в формировании стратегически важных направлений профессионального обучения сводит ДПО лишь к отдельным отраслевым мероприятиям по повышению квалификации.
В середине мая в Торгово-промышленной палате РФ состоялось заседание комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию. Оказалось, что такой комитет существует не первый год, но вот все его попытки содействовать процессу терпят фиаско: дополнительное профессиональное образование (ДПО) практически самоликвидировалось еще до наступления кризисных потрясений. Стройная система подготовки собственных рабочих кадров, существовавшая десятилетия и зарекомендовавшая себя с самой лучшей стороны, тоже приказала долго жить.
Председатель комитета Алексей Шулус призвал заняться проблемой без промедления, иначе кадровый вакуум захлестнет всю страну. Причем разделил ее как бы на два направления: обеспечение работой выпускников (программа «Первое рабочее место») и повышение квалификации собственных рабочих кадров. Цитирую: «Многие компании переходят на укороченную рабочую неделю. Так учите свои рабочие кадры! По системе: три дня работают, два – учатся, четыре дня работают, один – учатся. Это будет иметь профессиональный и социальный эффект».
Остается только надеяться, что глас вопиющего в экономической пустыне будет услышан. Потому что ситуация действительно критическая.
Звучащие в последнее время на самом высоком уровне призывы к бизнес-сообществу участвовать в подготовке профессиональных кадров по существу продолжают начатый еще во времена СССР настойчи¬вый поиск конструктивных форм соединения образовательного процесса с производством, с ориентацией образования на реальные потребности экономики государства.
Сейчас поставлена задача создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Каждому человеку должна быть предоставлена возможность профессионального переобучения, изменения своего образовательного уровня в зависимости от интересов и жизненных обстоятельств.
Инновационная деятельность в рамках среднетехнического и высшего профессионального образования открывает новые возможности для развития отраслей российской эконоМики, подготовки кадров, которые по своим качествам, характеру и профессиональному уровню отвечают экономическим, техническим, социальным и культурным требованиям современной жизни, техническому прогрессу.
В настоящее время все развитые го¬сударства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучение на протяжении всей жизни - Life Long Learning). Развитые страны Евросоюза смогли обеспечить устойчивую положительную динамику в этой сфере. По данным Европейского агентства по статистике, в Швеции 32% взрослого населения участвует в обучении, в Финляндии -23,1%, Швейцарии - 26,9%, Велико¬британии - 26,6%, Норвегии -18,7%.Только за период с 2000 по 2006 год Испания смогла добиться увеличе¬ния доли взрослого населения, участвующего в обучении, с 4,1 до 10,4%, Германия - с 5,8 до 7,5%, Франция -с 2,8 до 7,5%. Однако, по данным федеральной статистики, доля экономически активного населения Российской Федерации, ежегодно проходящего повышение квалификации и профессиональную переподготовку по программам ДПО, в среднем по стране не превышает 0,70%.
В проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны в качестве ключевого показате¬ля реализации поставленных в ней задач названо создание до 2020 года условий для участия в программах повышения квалификации или переподготовки не менее 25-30% занятого населения. Ключевым элементом непрерывного образования является ДПО - система совершенствования и обновления профессиональных знаний специалистами в соответствии с изменяющимися образовательными стандартами и запросами рынка.
Однако в последнее время количес¬тво учреждений и подразделений, реализующих программы ДПО, существенно сокращалось, что значительно снизило конкуренцию на рынке обра¬зовательных услуг. Такая ликвидация - главная «заслуга» сегодняшнего Рособразования.
В действующем положении о Федеральном агентстве по образованию даже исключены функции сбора и анализа статистической информации о деятельности учреждений ДПО, что ведет к разрыву между требованиями рынка труда и предложениями на рынке образовательных услуг ДПО.
Что необходимо предпринять в создавшихся условиях? Нужно добиться:
• решительного разворота системы ДПО к интересам потенциальных потребителей кадров, наделения рабо¬тодателей статусом главных идеологов и организаторов профессионального обучения. Вся система послевузовского профессионального образования должна стать прерогати¬вой бизнес-сообщества, обществен¬ных союзов работодателей: Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ), Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), «Деловой России» и др.;
• квалификационного контроля качества профессиональных знаний, выполненных аттестационных работ, выдачи дипломов о профессиональном образовании совместно с Федеральным агентством по образованию и т. п.;
• безотлагательного процесса по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, других документов и актов, регламентирующих деятельность ДПО.
Существующая законодательная и нормативно-правовая база, а также ряд подзаконных актов накладывают существенные ограничения на развитие конкурентной среды в области профессионального образования. Да¬же в приоритетном национальном про¬екте «Образование» отсутствует упоминание о ДПО, несмотря на то что именно система ДПО является одним из системообразующих факторов, обеспечивающих адекватное и быст¬рое реагирование на требования рынка труда, сохране¬ние и развитие кадрового потенциала инновационной экономики, способность специалистов эффективно работать в условиях новых передовых тех¬нологий.
Ольга СНЕЖИНА
По материалам изданий ТПП РФ
А ЧТО У НАС?
Т.Д. Новоселова, начальник бюро охраны труда Дмитровского экскаваторного завода:
- У нас постоянно ведется обучение молодых специалистов и переподготовка сотрудников. В большей степени мы организуем курсы обучения по потребности: на каком-то этапе нам нужны сверловщики, на другом - токари, резчики и т.д. Сейчас, когда завод переживает не лучшие времена и прошло значительное сокращение кадров, оставшимся придется осваивать смежные профессии, а, следовательно, дополнительно обучаться, хотя все это можно будет освоить и в процессе работы. Большинство наших сотрудников среднего возраста, и уже мало кто из них готов переобучаться и получать новые профессии и навыки, а молодые специалисты пока только осваивают азы своих специальностей. В целом, потребности в обучении не изменились, и, независимо от кризиса, мы как были, так и остаемся «кузницей кадров».
М.А. Жильцова, инженер охраны труда Дмитровского завода мостовых железобетонных конструкций:
- Главным подспорьем в подготовке наших специалистов являются учебные центры Москвы, где по нашим заявкам готовят формовщиков, арматурщиков, стропальщиков, крановщиков и т.д. Постоянного обучения кадров у нас нет, в основном, готовим специалистов, когда возникает необходимость, группой из трех-четырех человек. Всегда актуальным для всех сотрудников останется повышение квалификации, переход на новый разряд.
По поводу высвободившегося времени - у наших рабочих его нет. Мы работаем практически в прежнем режиме, и времени на дополнительное образование без отрыва от производства нет.
А.И. Боенков, директор ГУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России
- Конкретно сейчас никого не обучаем. На тот объем работ, который у нас есть, специалистов хватает. Из-за сокращения производства многие сотрудники, работавшие по неполному графику, просто уволились, поэтому сейчас остались те, кто работает полный день. В принципе, процесс подготовки и переподготовки кадров у нас налажен, и как только появится потребность, мы сможем восполнить недостаток специалистов. Обучение идет разными способами: как непосредственно на предприятии с наставниками, так и через специальные центры и курсы обучения.