Имя Алла имеет предположительно протоарийские корни. У женщин с этим именем бросаются в глаза энергичность и сила. У них есть хватка и настойчивость, они уверены в себе и своих силах,
умеют постоять за себя. Алла способна вкалывать за троих, заводить полезные знакомства, добиваться поставленной цели. Принято считать, что имя несет свою энергетику. Тем более если в переводе оно означает «эта богиня».
Индивидуальный предприниматель Алла Новикова таковой себя уж никак не считает. Она называет себя закаленным, железным человеком. В трудные перестроечные годы оставила насиженное местечко в коммерческом отделе Дмитровского мясокомбината и пошла строить собственную коммерцию, если так можно было назвать торговую точку на маленьком рынке. Очень скоро наладила связи с московскими поставщиками, а там и свои клиенты появились - мясные деликатесы брали только у нее, что не могло не вызывать раздражения у остальных продавцов. Тратить силы на мелкие дрязги не захотела, и семья стала копить деньги на собственное дело. Так десять лет назад появился в селе Рогачеве первый продуктовый магазинчик индивидуальных предпринимателей Новиковых. Он и сейчас существует по соседству с детским садиком.
Дальше - больше. На местной «площади», рядом с автобусной остановкой, приглянулось Алле...непроходимое болото. Жители улицы Мира обходили его стороной, да и то в рыбацких сапогах. А она с мужем точно рассчитала: если сделать дренаж и осушить, получится прекрасная площадка под продовольственный магазин. Глава поселения М.Н. Хохлов дал «добро» и обещал поддержку: болото уж никак не украшало село, а тут объявились добровольцы-мелиораторы. Так под лозунгом «Конкуренция - двигатель прогресса» началась всесемейная стройка.
Больше года ушло на обустройство территории и строительство маленького, как кукольный домик, магазинчика. Все делали сами, на свои - не заемные! - деньги. Еще четыре года пришлось потратить на выкуп земли, которую они с мужем Андреем Викторовичем буквально вернули из небытия. А в конце февраля уже нынешнего года Алла Ивановна поразила всех односельчан, перестроив в течение нескольких дней свой магазинчик на современный лад. Конфетка получилась, а не магазин! Но главное - сохранила она в нем дух домашней, родной каждому, доступной для общения сельской лавки, куда можно прийти за одной лишь буханкой хлеба, а то и просто душу излить девушкам-продавщицам или самой хозяйке. Ведь прожили они бок о бок уже более десяти лет.
Ассортимент в магазине - на любой вкус: от продуктов повседневного спроса до деликатесов, от свежего хлеба и пирогов (есть своя пекарня) до дорогих засахаренных фруктов. Свежие овощи, фрукты, соленья, маринады - круглый год. И главное, все это покупается. Даже сейчас, когда люди считают каждую копейку. В чем секрет? И есть ли он вообще?
Выслушаем мнение «закаленного человека».
- Сегодня главное - владеть ситуацией. Падает выручка? Значит, что-то не сумели предложить. Печенье развесное не шло. Подумали с девочками, решили расфасовать в пакеты, наклеить ценник - народ стал брать. Рыбное филе никак не продавалось. Понаблюдали, как люди передвигаются по магазину, на что обращают внимание в первую очередь. Переместили. Филе пошло «на ура»! Вот такие мелочи, которые в маркетинге называются разными красивыми словами, и делают торговлю рентабельной. Но чтобы их обнаружить, нужно иметь грамотный и работоспособный коллектив. Это уже вторая часть вопроса.
Люди, которые с тобой работают, должны верить в тебя. Сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Работа занимает большую часть нашей жизни. И мои девочки знают, что если они толково работают, то и заработают соответственно. Я стараюсь воспитывать в них желание не просто работать, а зарабатывать. И даю для этого возможности. А они в ответ приносят мне свежие идеи. Сейчас это многого стоит.
Вот вас удивили дорогие орешки и сухофрукты в сельском магазине. А в деревне что - не те же люди живут, что в городе? Почему им не купить по 50 грамм сладостей? Знаете, как берут! Или чай. У меня 40 наименований прекрасного развесного чая. Аромат стоит, как в дорогом кафе. Бабульки по горсточке разного покупают, потом впечатлениями обмениваются, за новым приходят. Эта маленькая радость им стала доступна. Правда, трудов мне это стоило неимоверных.
Кризис кризисом, но всегда нужно видеть, что ты делаешь. Я обошла в Дмитрове, наверное, все торговые точки. Смотрела, прикидывала - чем подкормить народ? Чтобы и не слишком дорого, и качественно, и привлекательно. Заключила договоры с мясокомбинатом на парное мясо - теперь даже москвичи за ним приезжают. В Москве (не буду говорить, где - это моя коммерческая тайна) выхлопотала ТУ на мясные котлеты - сами делаем полуфабрикаты. Но в другие магазины не отдаю: это МОЙ товар, за ним ко МНЕ приходят. То же самое и с пекарней: ТУ с московского хлебокомбината, ассортимент широкий, но только в МОЕМ магазине. Логика простая: пришли за хлебом, а там и молочка прихватят или маслица.
Сейчас рядом с магазином открыли с дочкой парикмахерскую. Ну, самый настоящий салон красоты! Кризис кризисом, а стричься всем надо. И маникюр тоже еще никому не помешал. Мастеров найти трудно, так Аня, дочь, выпускница РГГУ, юрист с совершенным английским языком, пошла на курсы. Семейное дело на том и стоит, что все на него работают. Так что она и бухгалтерию ведет, и поставщиков сама ищет (с 18-ти лет за рулем), и прическу может сделать красивую. «Я, - говорит, - мама, смогу осилить все!» Еще бы не могла, если пять лет одним делом занимаемся.
Я сейчас нередко вспоминаю, как экономили каждую копейку, чтобы вложить в дело, как рынок завоевывали. А ведь тоже хотелось «красивой жизни». Но те, кто растаскивал прибыль по карманам, барствовал на легких деньгах, теперь кричат «караул!», помощи просят - для малого, так сказать, бизнеса. Ни копейки никогда ни у кого не просила и, надеюсь, не буду. А вот работать - честно, ответственно, наравне со всеми моими девочками - готова в любых обстоятельствах. В кризисных - тем более. Чтобы людям было легче пережить эти трудные времена. Сейчас у многих ломается психология, народ озлобляется, а этого допустить нельзя. К покупателям мы идем с улыбкой, и они к нам относятся по-доброму. Мы очень дорожим этими почти семейными отношениями. Вот, наверное, что сейчас главное. Ну, не считая, конечно, рентабельности, доходности и т.д. и т.п. Остальное, словом, сами знаете...
Магазин посетили
Ольга СНЕЖИНА
и Надежда СУВОРОВА (фото)