"СП"

БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ БЛОКАДА

БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ БЛОКАДА

Вопрос этот не только экономический, но и политический. По перспективному плану развития страны к 2020 году в России должен быть сформирован средний класс, состоящий из 60-70% населения. После резких высказываний в конце прошлого года В.В. Путина в Министерстве экономического развития и торговли РФ приступили к подготовке концепции для «упрощения условий работы малых предприятий». А пока в ожидании перемен российским предпринимателям приходится больше рассчитывать на себя и на муниципальные власти.

С 2001 года в Дмитровском районе действует соглашение о сотрудничестве между органами местного самоуправления, ДМТПП, территориальными органами государственной власти РФ и Московской области по Дмитровскому району и советом по поддержке и развитию малого предпринимательства. Ежеквартально совет составляет отчет о выполнении всеми сторонами своих обязательств и представляет его в районную администрацию.

На минувшей неделе состоялось заседание, на которое были вынесены два ключевых вопроса: о выполнении трехстороннего соглашения и об изменении тарифов на электроэнергию для потребителей ОАО «Мосэнергосбыт».

Первый вопрос повестки дня касался взаимоотношений предпринимателей с территориальным органом управления Роснедвижимости по Дмитровскому району. Урегулирование земельных отношений до сих пор остается трудным и рутинным. Если за годы реформ по некоторым аспектам рыночной экономики мы вышли на цивилизованный уровень, то явное отставание в решении земельных правоотношений стало тормозом для дальнейшего развития предпринимательского движения в стране и на местах.

Почему сегодня так остро стоит вопрос, связанный с действиями представителей Роснедвижимости в муниципальных образованиях? Потому что это ведомство занимается документальным сопровождением процесса оформления права на владение землей и объектами недвижимости. В реальности действия Роснедвижимости тесно увязаны с другим ведомством – Росрегистрацией. Это только на первый взгляд кажется, что они выполняют одну и ту же работу. В действительности у каждого свой круг обязанностей. Но от этого у их клиентов голова идет кругом.

Росрегистрация отвечает за права на объекты недвижимости, ведет учет земельных участков и зданий, выдает свидетельства на право собственности. Зона ответственности Роснедвижимости – объекты этого права (земельные участки и недвижимость).

Как правило, хождение по инстанциям сопровождается сбором огромного количества отчетных документов и различных справок. Процесс получения земельного участка в собственность начинается с заявления в районную администрацию. Подписанное главой района заявление передается в КУМИ, а после получения разрешения земельной комиссии и визирования так называемой «кальки» наступает момент истины – оформление кадастрового плана.

В районе действуют несколько землеустроительных организаций, причем все они коммерческого толка. Их волюнтаризм, жалуются предприниматели, и не только они, в отличие от земли не имеет границ. Впрочем, так же, как и сроки выполнения необходимых работ.
К сожалению, до сих пор нет ясных параметров современного законодательства Российской Федерации в области земельно-имущественных отношений и процедуры оформления прав собственности на землю. Нечетко определены порядок и основания проведения землеустройства и кадастрового учета, планировки и межевания территорий, формирования земельных участков как объектов недвижимости.

Кадастровый учет ведется у нас с 1991 года, однако в течение пятнадцати лет только 25% земельных участков полностью внесены в кадастр. Причин тому немало. Одна из них – неадекватная оценка сложностей, которые возникают при формировании государственного кадастра.

В начале 90-х был принят Закон «О земельной реформе в РФ». В соответствии с ним к началу 1994 года всю российскую землю должны были оформить в собственность, в аренду или бессрочное пользование. Тогда наивно полагали, что эту работу можно будет сделать за несколько лет, но процесс явно затянулся, и конца ему не видно.
Дмитровские предприниматели неоднократно выносили спорные вопросы на заседания совета. Стремительно сменяющие друг друга руководители территориального отделения Роснедвижимости по Дмитровскому району обещали разобраться в ситуации, но на деле ничего не менялось. Неясностей остается немало. Каковы принципы государственной оценки земель? Как перевести земельный участок из одной категории в другую? Как определяется арендная плата? Как самим рассчитать земельный налог? Из чего складывается выкупная цена участка? Почему оформление документов на землю затягивается на год-полтора?

Вновь назначенный руководитель территориального отделения Роснедвижимости по Дмитровскому району Владимир Евгеньевич Киселев дал на них однозначный ответ: «У нас оформление документов на землю занимает не более двух недель. Но юридическим лицам они утверждаются управлением Роснедвижимости. Там свои сроки проверки документов, мы не вправе им указывать.

С 1 марта этого года вступил в силу Закон «О кадастре объектов недвижимости в РФ». Надеюсь, он изменит ситуацию, сроки и порядок оформления участков. Однако к этому закону пока нет программного обеспечения и кадастровых инженеров и т.п. Поэтому реальные изменения нужно ожидать не так скоро, как хотелось бы».
Председатель совета Александр Терентьев предложил, не дожидаясь реализации нового законодательного акта, ускорить процедуру юридического оформления с помощью «одного окна» при ДМТПП, предназначенного для оперативного оформления документов, в том числе исходящих от государственных учреждений, действующих в районе.

«Нам надо не просить, - сказал он, - а требовать от территориальных органов государственной власти, управлений РФ и Московской области, подписавших трехстороннее соглашение, сокращения сроков оформления документов и размеров обязательных платежей, взимаемых ими за совершение юридически значимых действий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства».

Александр Терентьев довел до сведения членов совета, что с нового года вступили в силу новые тарифы по электроэнергии. У многих предпринимателей, занимающихся малым бизнесом, они возросли в среднем в полтора раза. Вмешательство главы района позволило установить тарифную нагрузку в среднем на уровне 17%.
Сегодня все говорят о том, что у малого бизнеса две беды – безмерные налоги и чиновничий произвол. Нужно менять систему контроля и налогообложения. С этим никто не спорит, но никто не хочет вникать, как и за счет чего выживают малые предприятия.
Виктор ТЫРТОВ, экономический обозреватель



Дмитров в соцсетях