Радио Новый День
Грунт для озеленения 8-926-302-17-52
Лечебный массаж в Дмитрове. 8-926-425-33-11
Печи камины. тел. 8-903-590-77-83
"СП"

САМОУПРАВЛЕНИЕ ДМИТРОВ В ГОСДУМЕ

ИДЕОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Местное самоуправление

Функциональный уровень
В середине октября в Государственной Думе состоялся семинар-совещание на тему «О практике применения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», инициированный Комитетом Госдумы по вопросам местного самоуправления. Семинар-совещание был приурочен к окончанию переходного периода – важнейшего этапа в реформе местного самоуправления, связанного с подготовкой муниципальных образований всей страны к осуществлению местного самоуправления с 1 января 2009 года в соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 6 октября 2003 года).
Более двухсот глав, руководителей и представителей органов местного самоуправления муниципальных образований России совместно с депутатами и высокопоставленными чиновниками собрались обсудить актуальные проблемы и задачи, связанные с развитием системы местного самоуправления.
В своем базовом выступлении Дмитрий Николаевич Козак, министр регионального развития Российской Федерации, отметил: «К сожалению, как мне представляется, достаточно большое количество органов местного самоуправления поселений практически полностью делегировали свои полномочия на региональный уровень, оставив за собой только средства, распоряжение деньгами на своё собственное содержание. Мягко говоря, не совсем правильно, когда органы местного самоуправления содержатся за счёт средств налогоплательщиков, не выполняя общественно-полезные функции.
И поэтому, если говорить о направлениях дальнейших преобразований, то я думаю, что нам необходимо будет с вами сейчас или позже, но принять решение о том минимальном уровне вопросов местного значения, которые должен решать каждый орган местного самоуправления без права их передачи и отказа от исполнения этих функций».
Но главная проблема, которая была поднята собравшимися, связана с финансовым обеспечением полномочий властей: доходность местных бюджетов, наращивание собственных налоговых доходов, перераспределение закрепленных федеральных налогов и т.д.
Те налоги, которые в настоящее время закреплены Законом как собственные источники доходов, явно недостаточны и не являются для муниципальных районов стимулом, чтобы что-либо развивать. Этот вопрос сейчас активно обсуждается. Сегодня уже несколько поздно принимать решение, но в обозримом будущем (предположительно с 1 января 2010 года) по этим вопросам надо будет определяться.
Многих волновали проблемы взаимодействий муниципальных округов с поселениями. Эти отношения недостаточно хорошо отрегулированы в действующем законодательстве, и на данном этапе они развиваются в плоскости человеческих взаимоотношений. Но если возникают конфликты, а в основном это происходит в сфере финансово-бюджетных отношений, то единственный способ их разрешить - обратиться к Закону.
Но главная сторона этой проблемы заключена в идеологии 131 Закона, по которому система местного самоуправления двухтиповая, а не двухуровневая. Поселения и муниципальные районы - это два разных типа муниципальных образований, а не соподчинённые. И базовым муниципальным образованием является поселение. А муниципальный район должен обеспечивать решение совокупных вопросов для поселений. И если в районах эта работа поставлена правильно, поселения прекрасно справляются со всеми полномочиями.
Во время встречи были также обозначены и менее острые, но важные проблемы. Сегодня Комитетом по местному самоуправлению подготовлены предложения по корректировке, формированию и изменению 131 Закона с учетом предложений, поступивших во время данного семинара-совещания.
Один из 25 тысяч
Перед открытием семинара-совещания состоялась презентация выставки «Стратегии социально-экономического развития муниципальных образований России: опыт и перспективы». Организаторами выставки выступили Всероссийский совет местного самоуправления и Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. До открытия заседания и в перерывах участники семинара-совещания смогли ознакомиться с достижениями муниципалитетов из различных регионов России. Из 25-ти тысяч существующих в России муниципальных образований здесь было представлено всего 10, и в их числе, что особо хочется отметить, Дмитровский район. Депутаты всех фракций уже во второй раз смогли познакомиться с достижениями дмитровчан. Если в первый раз мы демонстрировали все стороны жизнедеятельности района, то сегодня собравшимся были представлены наши инвестиционные проекты. «Этой презентацией мы хотим передать свой опыт инвестиционной деятельности, которая ведется в Дмитровском районе, показать, как мы развиваем промышленность на территории района за счет привлечения инвестиций», - отметил В.А. Логачев, председатель Совета депутатов Дмитровского района, генеральный директор ДМТПП.
Также показать свой потенциал в плане развития имели возможность города с древней историей, имеющие уникальные памятники архитектуры - Азов и Владимир и два прославленных наукограда - Королев и Бийск, а также республика Алтай и Алтайский край (два разных субъекта РФ). Московскую область, помимо нас, представлял г. Долгопрудный. Родина Ленина г. Ульяновск предстал под новым брендом – как авиационная столица России. В выставке также принял участие наименьший субъект в системе муниципальных образований - Аксарайский сельсовет. Сегодня глава этого небольшого сельского поселения в Астраханской области внедряет новую прогрессивную систему - проектное управление на местах.
Дмитровская самооценка
Ещё один вопрос, который поднимали на семинаре-совещании в Государственной Думе, касался введения системы оценки деятельности органов местного самоуправления вышестоящим уровнем власти. Несколько раз было отмечено, что эта оценка нужна не для того, чтобы органам государственной власти принимать решение о наказании соответствующих должностных лиц местного самоуправления, а, прежде всего, чтобы поощрять наиболее динамично и эффективно работающие структуры путём предоставления соответствующих грантов.
Д.Н. Козак разъяснил: «Мы можем говорить сегодня о социальных стандартах, которые каждый уровень власти сам для себя устанавливает, о среднем уровне социально-экономического развития в целом по Российской Федерации. Но устанавливать административным способом социальные стандарты не имеем права: если мы их установим, то мы обязаны их оплачивать».
Этот вопрос был поднят на очередном заседании Коллегии администрации Дмитровского муниципального района.
Напомним, в соответствии с Указом Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» будет ежегодно (до 1 мая) составляться доклад, отражающий эффективность деятельности органов местного самоуправления. 11 сентября распоряжением правительства были определены и формы, по которым он должен представляться в вышестоящий орган власти.
Основными показателями, из которых будет складываться оценка деятельности муниципального образования, являются: уровень экономического развития района; уровень доходов населения; развитие здравоохранения, образования, физкультуры и спорта; развитие ЖКХ и результаты жилищной политики, а также организация муниципального управления.
Для того чтобы оценить, какое муниципальное образование лучше или хуже справляется с функциями организации местного самоуправления, критерии еще не выработаны. Лишь после 1 мая появится та планка, к которой надо будет стремиться. Но по итогам предварительной оценки, которую уже подготовили в администрации района, наш район в принципе имеет хорошие показатели, констатировал Н.М. Бубнов, зам. главы Дмитровского муниципального района по экономике. Но есть те сферы, которые в ближайшее время необходимо улучшить. Например, в перечне показателей, по которым оценивается деятельность муниципальных властей, есть доля населения, охваченного профилактическими осмотрами, и у нас она составляет всего 25%. Невысоки показатели, определяющие долю автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием, переданных на техническое обслуживание немуниципальным и (или) государственным предприятиям на основе долгосрочных договоров (свыше трех лет). Практически нет документов по развитию нашей территории в виде схем территориального планирования муниципального района, комплексной программы развития коммунальной инфраструктуры и т.д. Но и здесь ситуация не столь критична: к концу года готовится завершение генплана г. Дмитрова, а в бюджете 2009 года заложены средства на разработку генпланов поселений. Да и в системе ЖКХ имеются отдельные программы развития различных направлений жилищно-коммунальной деятельности, которые в общем и могут составить комплексную программу. Средняя продолжительность периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до получения разрешения на строительство у нас достаточно велика - разрешительные документы оформляются от 6 до 24 месяцев. Небольшую долю составляют многоквартирные дома, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами.
В результате было принято решение подготовить план мероприятий для корректировки ситуации в проблемных сферах. Также разрабатываемая комплексная программа социально-экономического развития района до 2011 г. должна быть сориентирована в соответствии с теми задачами, которые выявлены в результате данного мониторинга.
Завершая коллегию, глава района В.В. Гаврилов подытожил: «Эти показатели разработаны для муниципального района, но они будут складываться из результатов работы всех поселений, и их уровень будет оценивать район и также назначать гранты, возможно, посредством поощрительных фондов».
Важность местного самоуправления трудно переоценить. Прежде всего, от степени его развитости и качества работы во многом зависит управляемость всего государства. Во-вторых, местное самоуправление - самая близкая к людям власть, по которой они судят о власти в стране в целом и о порядке. И, наконец, именно местное самоуправление может лучше других узнать и понять потребности и чаяния граждан, обеспечить обратную связь между обществом и властью

Надежда СУВОРОВА

Возврат к списку

Мой Дмитров

Дмитров в соцсетях