Какое мнение всегда кажется единственно правильным? Конечно, свое. И чем больше оппонент высказывает аргументов в защиту своей точки зрения, чем больше при этом демонстрирует эмоций, тем больше растет уверенность в собственной правоте. Это не проблема, если речь идет о диспуте на школьном собрании или домашних прениях за ужином. А если это противостояние подчиненного и начальника? Или обсуждение спорных вопросов между бизнесом и властью? Психологи, знатоки человеческих взаимоотношений, утверждают: чтобы решить проблему двух человек, необходим третий, который услышит обоих, сможет все сказанное систематизировать и увидит решение проблемы, которое устроит всех.
Власть и бизнес долго существовали в неком противостоянии. Предприниматели обвиняли правительство в нежелании создать в государстве хотя бы минимальные условия для ведения бизнеса, а представители власти видели в бизнесменах безответственных налогоплательщиков, заботящихся исключительно о собственном обогащении. Общественное мнение всегда находилось где-то посередине: одни сочувствовали российским предпринимателям, наблюдая, как им тяжело дается хлеб насущный, другие, не скрывая негативного отношения, подсчитывали доходы бизнесменов, которые явно превышают заработную плату наемных сотрудников.
Чтобы повысить эффективность любого процесса, необходимо проанализировать каждый этап, найти точки соприкосновения и выстроить логичную и оптимальную схему взаимодействия. Cегодня одна из главных задач, возложенных на государство, - поддержка предприятий и предпринимательской деятельности. Значит, один фрагмент этой цепи готов к сотрудничеству. Предприниматели в ответ на это стали активно «выходить из тени», заниматься благотворительностью, включаться в социальную и политическую жизнь страны. Но этот процесс не идет сам собой. Сознание человека не меняется так быстро, как хотелось бы, еще живы старые стереотипы. Нежелание пойти навстречу бизнесу со стороны чиновников, недоверие к власти со стороны предпринимателей порой становятся серьезной проблемой для тех и других.
В Дмитровском районе независимым арбитром в спорных моментах между бизнесом и властью стала Дмитровская межрайонная торгово-промышленная палата. В рамках трехстороннего соглашения о сотрудничестве между предпринимателями района, органами местной власти и торгово-промышленной палатой последняя является инициатором и организатором постоянных встреч предпринимателей и представителей местной власти. Ежеквартально за столом переговоров члены Совета по поддержке и развитию малого предпринимательства района и руководство администрации говорят о проблемах той и другой стороны: высказывают свое мнение, предлагают пути решения, указывают на ошибки и недоработки, свои и чужие, - в общем, ведут очень важный, конструктивный и зачастую весьма эмоциональный разговор.
Именно такой разговор состоялся на прошлой неделе в малом конференц-зале ДМТПП: откровенный, живой и выходящий далеко за рамки повестки дня.
Главный вопрос, который обсуждали предприниматели Дмитровского района и представители местной власти, касался сбора налоговых отчислений. По заявлению заместителя главы района по развитию предпринимательства Олега Репина, малый бизнес за 7 месяцев текущего года не доплатил 3 миллиона рублей. Как отметил Олег Эдуардович, недостача, которая обнаружилась в районной казне, – дело поправимое. Проблема, по мнению представителя администрации, кроется в другом - предприниматели продолжают выдавать часть заработной платы своим сотрудникам «в конвертах», показывая официальные заработки значительно ниже реальных, тем самым резко уменьшая налоговые выплаты в бюджет района. По данным налоговой инспекции, отдельные предприятия района показывают зарплату своих сотрудников менее 3 тыс. рублей. Естественно, имея такие данные, администрация района делает вывод, что многие предприниматели продолжают скрывать реальную картину, экономя на налоговых выплатах.
Для решения этой проблемы нужны время и индивидуальный подход, считает председатель Совета Александр Терентьев. Каждый подобный случай заслуживает изучения. Причины уклонения от выплаты налогов могут быть различными. Поняв их, члены Совета, бизнесмены с большим стажем предпринимательской деятельности, смогут дать конкретный совет, поддержать коллегу, разъяснить более современные экономические принципы ведения бизнеса. Список предприятий, которые до сих пор находятся «в тени», представитель администрации передал Совету для выяснения причин и содействия администрации в решении этого вопроса.
Во время обсуждения «теневиков» была затронута проблема обязательного повышения среднего уровня заработной платы для всех предприятий области, а значит, и района. Предложение губернатора МО Бориса Громова повысить средний уровень заработка в текущем году до 20 тысяч рублей, а в следующем – до 27 тысяч рублей заместителем главы Дмитровского района было представлено как руководство к действию. Это и понятно: повышение зарплаты на предприятиях влечет за собой качественные и количественные улучшения по ряду показателей. Однако предприниматели горячо отстаивали свою позицию: 20 тысяч - это нереально, многие бизнесмены просто разорятся. В доказательство представители бизнес-сообщества района говорили о возрастающей расходной части предпринимательской деятельности.
Приведу цитату из выступления предпринимателя Михаила Зернова: «Для того чтобы начать бизнес и взять в аренду имущество, нужно заключить договор, и желательно долгосрочный. Расходы на это просто колоссальные - и финансовые, и временные. И ни одно малое предприятие без заемных средств это просто не осилит. Другой вопрос – подключение к инфраструктуре. Приведу один пример: подключение к воде (из расчета 2-3 человека) сегодня стоит порядка 30 тыс. рублей».
Решение этих проблем невозможно без вмешательства властей, только создание новых предприятий способно пополнить бюджет, считает М. Зернов.
Возвращусь к психологам. Высказать все, что наболело, - это только первый этап на пути к взаимопониманию и решению проблемы. Дальше необходимо все сказанное проанализировать. Выполняя функции арбитра, торгово-промышленная палата совместно с Советом предпринимателей по малому бизнесу глубоко изучит всю информацию, прозвучавшую за столом переговоров, разработает возможные варианты решений и в сентябре организует встречу бизнесменов с главой Дмитровского района, где и будут приняты важные для обеих сторон решения. По мнению генерального директора ДМТПП Валерия Логачева, прозвучавшие проблемы весьма актуальны и, безусловно, достойны внимания, а особенно тщательной проработки требует вопрос среднего заработка в районе. «Конечно, 20 тысяч для многих предприятий среднего и малого бизнеса - это много. Надо смотреть на ситуацию реально, надо считать очень аккуратно. Поднимать уровень средней зарплаты ценой разорения предприятий нельзя. Этот вопрос будет изучен и рассмотрен на Совете депутатов Дмитровского района».
Пользуясь случаем, предприниматели выразили опасения по поводу появления в Дмитровском районе сетей крупных предприятий торговли, которые серьезно угрожают существованию небольших дмитровских магазинов. Мнение по этому вопросу зам. главы высказал весьма жестко, полностью переложив ответственность на плечи предпринимателей. Он отметил, что администрация ни одно сетевое предприятие не приглашает в район и не предоставляет площадь в аренду. Это делают сами предприниматели района, совершенно забывая о негативных последствиях для своих коллег, работающих в сфере торговли.
Торговые гиганты - не единственная на сегодня проблема для директоров магазинов. Общественные инспекции не дают спокойно жить и работать, говорят хозяева торговых точек.
Алла Поспелова, зам. главы по социальным вопросам, доложила о работе созданного два года назад Общественного совета, выполняющего ряд задач, в том числе обследование предприятий розничной торговли. Представители малого бизнеса выразили недовольство по поводу создания еще одного контролирующего органа, а также высказали опасения о возможности превышения полномочий общественными проверяющими.
Общественный совет был создан по инициативе Совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов. В его состав входят рядовые граждане, руководители предприятий и представитель администрации района. Проверки магазинов члены Совета осуществляют на основании закона о защите прав потребителей и действуют исключительно в его рамках, отметила А. Поспелова. «Проверки, которые проводит государство, лимитированы во временном отношении, периодичности и так далее. Любой гражданин-потребитель имеет право когда угодно спросить у продавца или директора магазина документы о качестве продукции, о соответствии ее стандартам, сделать замечание по поводу внешнего вида». Среди организаций, которые подвергались проверкам Общественного совета, – предприятия общественного питания, розничной торговли, лечебные учреждения.
Предприниматели в весьма эмоциональной форме заявили представителю местной власти, что действие Общественного совета идет вразрез с существующей государственной политикой в этом вопросе: уменьшить количество проверок малого и среднего бизнеса. Дополнительный контроль, по мнению бизнесменов, – дополнительная возможность коррупции.
Предложение А. Терентьева - составить некий документ, четко регламентирующий полномочия общественных проверяющих, исключающий всякую возможность вымогательств, не получило поддержки среди присутствующих.
Проблема не была решена здесь и сразу. Но жесткие позиции сторон показали, что выстраивать и поддерживать партнерские отношения бизнесменам нужно не только с властью, но и с общественными организациями. Генеральный директор ДМТПП Валерий Логачев считает, что урегулирование вопроса столкновения с общественной структурой для бизнеса важно и не терпит отлагательств. Эта проблема будет поднята также на предстоящей встрече с главой района В. Гавриловым.
Эта схема взаимодействия бизнеса, власти и общества надежна и результативна. Торгово-промышленная палата Дмитрова, следуя этой схеме, не только примиряет стороны друг с другом, но и видит и изучает причины сложившихся ситуаций в бизнес-сообществе, получает информацию о реальных процессах, происходящих в районе. А для сторон такое поэтапное решение проблем тоже полезно: есть время подумать, проанализировать сказанное другими и понять, что твое мнение – отнюдь не единственно правильное.
Елена РАФИКОВА