"СП"

РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО: ПО СТУПЕНЯМ БИЗНЕСА

РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО: ПО СТУПЕНЯМ БИЗНЕСА

«Мастерство не пропьешь» – гласит народная мудрость. «А его результаты не продашь» – вторят сегодня ремесленники северного Подмосковья. Да и сохранить исконно русские традиции народных промыслов, передать потомкам секреты семейного мастерства вряд ли многим удается. Молодое поколение не видит перспектив в овладении уникальными ремесленными профессиями гончара, скорняка, краснодеревщика, лозоплетельщика и т.п. Ведь подобное занятие требует большой самоотдачи, настоящей любви к своему делу и чаще всего присуще человеку творческому, увлеченному, но, как это водится, не обладающему предпринимательской жилкой. Да, любое ремесло – это, в первую очередь, творчество, умение создавать оригинальные работы своими руками, мыслить нестандартно. Вот и не могут в большинстве своем представители ремесленных профессий соединить работу и заработок, уходят в другие – востребованные – профессии, забывая о своем уникальном призвании, растрачивая талант на добывание хлеба насущного. Тем не менее, ремесленничество - первая ступень малого бизнеса, и поэтому наша деловая газета уже в который раз поднимает эту актуальную тему. Но сегодня она обретает иное звучание.

В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ

Закон и творчество. Совместимость понятий

Кому-то понятие «мастер-ремесленник» кажется устаревшим, кто-то, услышав это слово, вспоминает русские народные сказки. В общепринятом понимании ремесленники – это мастера, продукцию которых можно отнести к изделиям, несущим в себе элементы творчества, имеющим отношение к традиционной культуре. Вещи, изготовленные ремесленным способом, всегда либо были ориентированы на использование в чисто утилитарных целях, либо являлись произведениями искусства, за которыми стояли труд, а часто и подлинный талант мастеров.
В XIV-XV веках ремесленники работали на заказ, массового производства тогда не было, все работы выполнялись для конкретного клиента. Мастерство придворных русских умельцев ценилось очень высоко. Огромные штрафы грозили тому, кто лишит жизни ремесленника. Чем бы ни занимался мастер, был ли он гончаром или сапожником, кожемякой или кузнецом, резчиком по дереву или кости, он играл очень важную роль в средневековой России. В период строительства социализма всякую индивидуальную деятельность фактически запретили, и понятие «мастер-ремесленник» исчезло. Ремесленничество как явление ушло из быта советского человека, и лишь сейчас оно начинает отвоевывать былые позиции.
В столице деятельность мастеров-ремесленников регулируется законом «О ремесленной деятельности в г. Москве», принятым еще в 1999 году в рамках реализации программы поддержки и развития малого бизнеса.Данный нормативно-правовой акт определяет многие положения деятельности ремесленника: как он может получить официальный статус мастера и поддержку столичного правительства в плане финансирования, участия в выставках и других мероприятиях рекламного характера. Здесь прописаны и основные определения. Согласно закону, ремесленничество - это производство продукта без использования автоматизированного оборудования. Если в своей деятельности мастер эксплуатирует швейную машинку, горн, токарный станок и т.п., но управляет ими вручную, то его деятельность также попадает в разряд ремесленной. Исходя из реестра, видов ремесленной деятельности множество – от аранжировки цветочных композиций до иконописи.
В Подмосковье, как и в России в целом, практически нет законодательных актов, регламентирующих деятельность ремесленников. Правда, в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившем в силу в 2008 году, есть 23 статья, касающаяся поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности. Здесь прописано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности. А также оказывать ремесленникам финансовую, имущественную, консультационную, информационную поддержку, помощь в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, содействовать развитию и укреплению деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области ремесленной деятельности, и создавать инфраструктурные организации, в том числе палаты ремесел, центры ремесел и т.д.
Пока же местные власти только намечают возможные пути для возрождения и становления старейшего слоя предпринимателей. Все понимают: в наше время ремесленничество должно успешно развиваться, приносить доход и стабильность, а вместе с ним к нам вернутся доброта и русские традиции. Отделом администрации Дмитровского муниципального района по потребительскому рынку и услугам населению постоянно ведется работа по выявлению умельцев земли нашей. Многие из них уже включены в паспорт малого бизнеса, но поскольку пока нет как такового реестра ремесленников, все они относятся к предприятиям бытового обслуживания, находясь на одном уровне с прачечными, парикмахерскими и т.д. Самым интересным, талантливым из них, создающим шедевры, администрация района периодически помогает принять участие в районных, общероссийских и международных выставках, где есть возможность представить свой товар широкому кругу потенциальных клиентов. А в центре города, в специально отведенном месте,ремесленники могут свободно продавать свои изделия. Именно здесь представлена та продукция, которая быстро расходится на сувениры. Уникальные, единичные в своем роде изделия из дерева, ткани, кожи, металла становятся визитной карточкой Дмитрова.

Быть ли в Дмитрове Палате ремесел?

Но всего этого мало для того, чтобы ремесленничество действительно заняло прочные позиции в современном обществе и предпринимательской среде Дмитровского района.
Около года назад в селе Рогачево предпринимателем из столицы было открыто предприятие сферы общественного питания - «Трактир на Торговой». Московское бизнес-сообщество постоянно проявляет интерес к нашему краю, но владелец этого заведения Игорь Юрьевич ЧУМАК - не просто предприимчивый человек, но, как оказалось,настоящий ремесленник: вся мебель в его ресторане сделана им самим. Это тот случай, когда талант и деловая хватка соединились в одном человеке. Сегодня И.Ю. Чумак является вице-президентом Центра ремесел Северного административного округа г. Москвы и не понаслышке знает, как можно поднять мастеровых людей на престижный уровень и дать им возможность творить и зарабатывать. Он и рассказал нам о тонкостях этого процесса.
Корр.: Столичные власти давно уделяют внимание возрождению такого сектора малого бизнеса, как ремесленничество. В чем конкретно состоит поддержка этого слоя предпринимателей?
И.Ч.: Несколько лет назад Ю.Лужков предложил, по возможности, создать в каждом районе Центр ремесел. Реализация этой блестящей идеи даже тогда упиралась в отсутствие площадей. Те районы, у которых была возможность их получить, создали уникальные предприятия, например «Вернисаж в Измайлово» при Центре ремесел ВАО «Русское подворье».
Первоначально повезло и нам – у нас была поддержка префектуры, законодательное подкрепление и помещение. На ул. Верхняя Масловка в САО Москвы и был создан Центр ремесел. Там же, на территории бывшего эмальерного завода, разместилось дочернее предприятие Центра ООО «ЗЕТ КЕРАМИКА». В принципе, мастера-ремесленники существуют везде, но подобный центр для многих из них стал неким организационным звеном. В мегаполисе практически все центры ремесел основываются на базе одного промысла, но при этом выполняют флагманскую функцию по развитию и поддержке всего ремесленничества в районе. Сегодня московские центры ремесел – это в первую очередь организация выставок и конференций, обучающие программы и т.д. При заводе мы организуем обучающие курсы по керамическому производству. На данный момент правительством Москвы принято решение на базе этого предприятия возвести новое помещение для решения проблем ремесленничества и малого бизнеса на территории САО за счет инвестиционного проекта.
Корр.: Центр ремесленников подразумевает все-таки объединение всех мастеров. Тогда почему приоритет отдается развитию одного направления ремесленной деятельности?
И.Ч.: Если собрать всех, кто попадает под определение «ремесленник», людей в большинстве своем своенравных, с амбициями, вряд ли что получится – лебедь, рак и щука. Поэтому стержневая, базовая организация и должна быть одна – или артель кузнецов, или гончаров и т.п. Необходимо продвигать более-менее развитое дело, которое будет давать видимый эффект – приносить прибыль. Несмотря на то, что ремесленничество - это, в первую очередь, индивидуальное творчество, стоящее на грани художественного, промышленное производство также должно быть в его основах.
Корр.: Поработав в Дмитровском районе, изучив его потенциал, можете ли Вы сказать, насколько повторим этот опыт в наших условиях?
И.Ч.: Здесь он не просто повторим - его значительно легче воплотить и реализовать. Район достаточно компактный, в его структурных поселениях значительно меньше жителей, чем в районах мегаполиса. Главное, конечно, получить поддержку от властей, в том числе финансовую. Все понимают: сейчас насущней возродить то, что уже явлено миру – монастыри, храмы района и т.д. А стимулирование ремесленничества – это уже дополнительные расходы. Хотя и на базе того же Николо-Пешношского монастыря можно организовать, например, цех золотошвеек или возродить иконопись.
Корр.: Консолидация мастеров под эгидой центра, палаты ремесел – это важный шаг, но его работа не будет эффективна без юридической поддержки.
И.Ч.: В первую очередь необходимо лоббировать принятие законодательных актов в этой сфере. Собрать всех ремесленников для коллективного обсуждения проблем вряд ли получится. Надо объединить их неким съездом, провести учредительное собрание, подготовить устав и начать деятельность. Самое главное – выступить с инициативой о принятии закона района или всей Московской области в сфере ремесленнической деятельности.
Только имея подобную «подушку» законодательных актов, дающих преференции ремесленничеству, настоящие умельцы смогут добиваться развития своего дела. Дальше покажет время.
Корр.: Вы лично готовы перенести на территорию Дмитровского района свои наработки в области создания Центра или Палаты мастеров?
И.Ч.: Сейчас в с. Рогачево я занимаюсь реконструкцией давно заброшенного здания пекарни. В идеале я хотел бы здесь видеть столярный цех, ковку, гончарную мастерскую. В перспективе это бы переросло в некое шоу, где может быть соединено и производство, и так называемый промышленный туризм. Правда, на данный момент все это только красивые мечты. Но с чего-то надо начинать. Так что давайте собирать мастеровых. И, как говорится, с Богом!

Надежда СУВОРОВА

От редакции
Наш край всегда славился своими тружениками. Мы уже посвящали статью издавна существовавшим здесь народным промыслам, являвшимся гордостью многих поселений, но почти забытым. И пока есть еще умельцы в наших землях, надо сохранить, не растоптать, не утратить навыки, чтобы отец успел передать их сыну и так далее. А для того, чтобы ремесленное искусство не кануло в Лету, необходимо уже сегодня объединить все усилия, чтобы возродить его и перевести со стези раритетного, самоидентичного производства на стезю предпринимательства.
При вышеупомянутом центре ремесел можно организовать и так называемый «блошиный рынок». Он даст возможность ремесленникам представлять свои изделия в выходные дни вместе с желающими продать товары, бывшие в употреблении, и антикварные вещи. В Дмитрове, который с каждым годом принимает все больше и больше туристов, такой рынок, несомненно, приобретет популярность. А это уже живые деньги, пополнение городской казны.

Специальный проект «СП» пока имеет условное название
«Палата ремесел». Столь же условно выглядит и оргкомитет –
Чумак, Суворова, Лукша. Но у нас есть помещение – это редакция,
телефон – 4-30-47, поддержка ДМТПП (а это многого стоит!)
и искреннее желание восстановить утраченные,
но не забытые традиции русского духа.
Звоните: 4-30-47
Пишите:43047@mail.ru
Приходите: г. Дмитров, ул. Профессиональная, д. 1а, оф. 205

Возврат к списку


Радио Новый День
Грунт для озеленения 8-926-302-17-52
Лечебный массаж в Дмитрове. 8-926-425-33-11
Печи камины. тел. 8-903-590-77-83
Мой Дмитров

Дмитров в соцсетях