Московская фабрика мягкой мебели ООО «Ладья» на территории Дмитровского района работает c 2000 г. Руководство организации долго искало площадку для размещения производственных мощностей компании, и Дмитровский район оказался наиболее благоприятным с точки зрения административной поддержки промышленной отрасли.
Предприятие стало объединяющим звеном ряда мебельных компаний, которые были постепенно перенесены с московских площадок в Дмитров. Два года назад образовалось ООО «Дмитровский мебельный комбинат», которое включает в себя производство мягкой мебели эконом-класса «Ладья-Д», производство корпусной мебели «Геометрия», фабрику мягкой чехловой мебели на металлокаркасе «12 месяцев» и производство мягкой мебели престиж-класса «El todo». Тогда же руководство Дмитровского мебельного комбината получило сертификаты менеджмента качества ISO-9001.
О том, как пройти процесс сертификации, каким образом это повлияло на производство и экономические показатели и о других аспектах крупного бизнеса «СП» рассказал генеральный директор ООО «Дмитровский мебельный комбинат» Игорь Владимирович МАКАРОВ.
- Ваша компания была первой в России сертифицирована по системе менеджмента качества ISO-9001 среди производителей мягкой мебели и девятой - среди производителей корпусной мебели. Неужели этот процесс настолько сложен, что только единицы способны его пройти?
- Безусловно, не каждая производственная структура может себе это позволить. Первоначально органы Росстандарта и сертификационной организации ознакомились с условиями нашей работы, изучили всю производственную цепочку: от принятия заказов до отгрузки готовой продукции покупателю, и каждый процесс в отдельности – принятие заказов от потребителя, складскую логистику, непосредственное изготовление мебели, заказ комплектующих, обивочные работы, доставку населению, функционирование службы сервиса, службы качества, ОТК и т.д. Потом для нас были выработаны критерии, по которым должна строиться работа на всех участках, выявлен допустимый процент брака и т.д., а через 6 месяцев, уже окончательно оптимизировав каждый производственный процесс, нам был выдан сертификат.
Конечно, в нашей компании уже функционировала налаженная внутренняя инфраструктура: эффективная служба технологов, отдел технического контроля, и мы были готовы к ее усовершенствованию. Но содержать такой штат специалистов способны не все, даже крупные организации, поэтому процесс сертификации действительно очень сложен и долог.
- Что дал производству данный сертификат? Изменились ли с его получением экономические показатели бизнеса?
- Сам сертификат как таковой пока не имеет никакого значения, но вот процесс сертификации действительно помог значительно усовершенствовать и оптимизировать производство. Если раньше мы порой действовали хаотично, интуитивно, то сейчас проработан отлаженный алгоритм всего производства. У каждого звена цепи есть строго определенные задачи и цели, руководители отделов еженедельно отчитываются о проделанной работе. Именно тогда мы видим все недостатки и недоработки на различных участках.
Безусловно, это принесло свои плоды и в денежном эквиваленте. Приблизительно на 7-10 процентов были снижены издержки, что в итоге сказалось на себестоимости изделий и на конечной отпускной цене.
- Сертификат менеджмента качества ISO-9001 - это еще и козырь при выходе на международный рынок. Актуально ли для вас это преимущество?
- Сейчас более важно то, что он является одним из условий для получения государственных заказов. Но, несомненно, при вступлении в ВТО это откроет более широкие возможности для нас, даст возможность работать с иностранными компаниями, поставлять готовую продукцию за рубеж.
- В данный момент вы работаете на иностранного потребителя? Как в целом налажен рынок сбыта?
- За 16 лет предпринимательской деятельности мы работали с иностранными партнерами, поставляли мебель в Канаду, Израиль, Прибалтику. В данный момент функционируем на внутреннем рынке, где остаемся востребованными. У нас очень сильно развита региональная сеть, 500 контрагентов работают по всей России: от Камчатки и Владивостока до южных границ страны.
- А кто является поставщиком расходных материалов: районные, областные, российские, зарубежные предприятия?
- В основном комплектующие и сырье импортные, даже на мебель эконом-класса мы используем ткани из Италии, Бельгии, США, Турции. Среди российских производителей почти нет компаний, способных удовлетворить запросы комбината.
На сегодняшний день сырье и цены на него - наиболее острый вопрос. Подорожание нефти ведет к увеличению стоимости комплектующих – поролона, металла. В большом дефиците лес. В Московской области его приобрести негде, в регионах он скупается на аукционах и вывозится за границу. Соответственно растут цены и на производные средства – фанеру, ДСП.
- Несмотря на это, потребители не заметили явного подорожания продукции мебельного комбината. Каким образом удалось не повышать отпускные цены?
- Мы просто не успеваем гнаться за ценами на сырье, и их рост идет плавно - раз в год мы пересматриваем свои цены. А в сложившейся ситуации компенсируем порой за счет своей выгоды.
- Вопрос стабилизации цен сегодня решается не одним чиновником госаппарата, Минэкономразвития разрабатывает свои пути выхода из кризиса. По Вашему мнению, какие есть для этого возможности?
- Сегодня рост цен идет во многом за счет монополистов. Мы являемся крупными потребителями поролона, в России только одна компания с сотней дочерних предприятий, связанных с нефтедобычей, его изготавливает, такая же ситуация с металлом. Полагаю, с вступлением России в ВТО к нам придут не только наши конкретные конкуренты с готовой продукцией, но и предприятия, производящие сырье, комплектующие, которые помогут нашим поставщикам сбить цены.
- Считается, что с введением системы качества ISO-9001 снижаются требования к квалификации рабочих по той причине, что все процессы максимально проработаны, прописаны и систематизированы?
- Не знаю, как в других сферах бизнеса, но в мебельном производстве, особенно мягкой мебели, в первую очередь важен людской потенциал. Изучая и перенимая опыт многих крупных фабрик, в том числе за границей, мы пытались выявить новые технологии для производства мягкой мебели и поняли главное - все зависит от квалификации рабочего. Сегодня каждый сотрудник, устраиваясь на работу, проходит обучение в течение двух месяцев, а хорошим специалистом может стать только через год.
- Насколько остра ситуация с кадрами на предприятии?
- Проблема, безусловно, существует, но в меньшей степени, чем раньше. Когда еще не был сформирован костяк сотрудников, конечно, была текучка, люди работали от получки до получки. Сейчас все видят, что предприятие работает стабильно, заработная плата достаточно высокая. Нами разработана внутренняя социально ориентированная система поощрений, устраиваются корпоративные выезды, спортивные соревнования между цехами. Лучшие в своих специальностях награждаются призами, недавно группа наших сотрудников в виде поощрения ездила в Прагу. Работает система выслуги лет, давая возможность увеличивать разряды каждые полгода.
- Есть ли у вас возможность использовать инновационные достижения, практикуется ли это в производстве мебели? Каким образом развиваются новые технологии на комбинате?
- У нас очень сильный технологический отдел, конструкторское бюро, работают специалисты деревообработки, отдельно существует отдел по тканям. Мы постоянно выезжаем на зарубежные выставки, проводим мониторинг новых технологий, существующих в мире. На последней мебельной выставке в «Крокус Экспо» мы получили диплом в конкурсе «Баланс цены и качества» за одну из наших новых моделей, при ее разработке как раз были применены достаточно интересные инновационные технологии в изготовлении элементов деревянного декора.
Надежда СУВОРОВА,
экономический обозреватель