В начале года
Дмитровская Управляющая Компания (ДУК) приступила к управлению жилым фондом в
количестве 107 многоквартирных домов. Руководитель ДУК Сергей МЕДЕЦКИЙ
рассказал нам об опыте работы новой УК, о том, с чем пришлось столкнуться, чего
удалось достичь за прошедшие полгода, и о планах на 2013 год.
- Сергей Владиславович, когда мы встречались с Вами в начале года, Вы говорили, что есть несколько задач, которые Вы перед собой ставите в случае, если управление центральной частью города перейдет к ДУК. Среди них: решение проблем задержки платежей и неплатежей, установка приборов учета, улучшение взаимодействия с ресурсоснабжающими и подрядными организациями. Что уже удалось сделать?
Раньше
были подозрения, что деньги подрядчикам не доходят, теперь все прозрачно. (схемы в #2-2012)
- На базе своей УК мы планировали осуществить раздел платежей, чтобы платежи ресурсникам (ООО «Эко- Жилком», ООО «Дмитровтеплосервис») – проходили напрямую, минуя счета управляющей компании. Идея воплощена в целом по Дмитровскому району путем создания ЕРЦ. Все деньги, кроме строчки «содержание и ремонт», идут прямо на счета поставщиков.
- Многие не оплачивают счета за услуги ЖКХ?
- Статистика не совсем хорошая. Средний процент оплаты 92-95%.
- Как влияют неплатежи на состояние дел?
- Дело в том, что неплатежи никак не покрываются, они являются долгом УК перед поставщиками услуг. Законодательство определило в качестве заложника системы управляющие компании. Именно они в конечном итоге банкротятся, и пока не существует рецепта решения проблемы. Сейчас выход только один – договариваться с ресурсниками и совместно работать с неплательщиками услуг ЖКХ. Я бы предложил рассматривать эту проблему как общую. В ее решении заинтересованы муниципалитеты, поставщики ресурсов, управляющие компании и добросовестные плательщики.
- Получается, что все знают, что УК погасить этот долг не может и вынуждена будет обанкротиться?
- Да, законодательство к этому и подталкивает. А кто будет платить за неплательщика?
В среднем в городе 30% муниципального жилья. Среди нанимателей 60% неплательщиков. Собственники оплачивают услуги ЖКХ в большем объеме и активнее участвуют в жизни домов
- Надо как в цивилизованных странах – организовать строгий учет потребления всех коммунальных услуг и при неоплате отключать потребителя. Для этого инженерные системы должны быть смонтированы вне квартир. Это можно сделать при капремонтах, а в проектах строящихся домов заранее предусматривать такую возможность. Конечно, без участия властей и бюджета эту проблему не решить. Например, применяемые счетчики газа в частных домах позволяют автоматически отключать поставки при отсутствии денег на счету.
А в мкр. Аверьянова всего
из-за трех семей-неплательщиков отключили горячую воду во всем доме!
ПРИБОРЫ УЧЕТА
-Учитывая экономику и возможности нашей УК, за полгода мы установили в домах, где есть технические условия, 64 общедомовых счетчика на холодную воду.
- За чей счет?
- По законодательству, расходы возлагаются на собственников, а чтобы было удобно людям, мы эту работу оплатили самостоятельно. Но в будущем собственники частями возвратят эти затраты.
- Сколько стоит прибор учета, и как эти деньги будут возвращаться?
- В среднем на дом 35-45 тыс. руб. Эта сумма будет расписана жителям на период до полугода. В зависимости от количества квартир в доме средняя стоимость оплаты на квартиру до 100 руб. в месяц.
- Что даст людям применение общедомовых приборов учета?
- Первое - это справедливый расчет с поставщиками ресурсов, а второе -изменение границы эксплуатационной ответственности, что позволит решать любые конфликтные ситуации, особенно при определении качества предъявляемой услуги. По холодной воде это соответствие СанПин; по горячей воде - соответствие температуры и давления; по отоплению -соответствие температуры теплоносителя и его давления.
- Был прецедент, уже как-то это использовали?
- Да, был. И это как раз относится к важной теме - развития цивилизованных партнерских отношений с ресурсоснабжающими организациями. В июне около недели на Маркова, Аверьянова вода была явно некачественная. Мы привлекали лабораторию для взятия проб на границе эксплуатационной ответственности и, имея протоколы исследования, своевременно предъявили поставщику холодной воды претензии. В конечном итоге были пересчитаны платежи за потребление холодной воды.
- Как отреагировали в «Эко-Жилкоме»?
- В соответствии с договором, приняли наши претензии и собственники заплатили на 15% меньше.
- С Теплосервисом есть проблемы или задачи?
- У Теплосервиса поменялось руководство и постепенно меняются подходы к делу, есть плюсы. Стали реагировать на наши претензии. Решили несколько проблем по поставкам горячей воды на Аверьянова. Много помогают нам в подготовке домов к отопительному сезону.
ВЫГОДНЫЙ
ПОДРЯД, ОДНАКО…
- Ну и последний важный вопрос: как у Вас складываются отношения с подрядными организациями?
- В соответствии с договорами. Если появляются вопросы, то сразу решаются, но все в пределах средств, собранных в доме. Что касается основного подрядчика по содержанию и ремонту, ООО «ДГЖРУ», то проблемы есть, но не все так, как нам хочется. Мы расходимся в вопросах планирования и исполнения существующих планов. Так как мы начали работать с 1 марта, вынуждены были принять те планы, которые уже были сверстаны на этот год с другой УК.
- Какое главное замечание?
- На выделенные средства для ремонта можно провести как минимум в 2,5 -3 раза больше работ.
- Как Вы отслеживаете, в чистоте ли дворы и подъезды, не текут ли трубы, качественно сделан косметический ремонт и т.п.?
- Проводим плановые проверки и обходы, а также неожиданные проверки. В том числе по заявлениям и звонкам жителей. При выявлении недостатков составляем акты и предъявляем претензии к эксплуатационщикам.
- Много претензий предъявили?
- Да, много. Но, в основном, реакция у подрядчика правильная и замечания устраняются. Все должны понимать, что работы в каждом доме планируются из расчета собранных денежных средств, которых подрядчику всегда не хватает.
В первую графу в квитанции (содержание и ремонт) входят расходы на лифты, уборка мусора, содержание общедомового газового оборудования, комиссия банкам за сбор платежей, оплата услуги расчетного центра, расходы управляющей компании и т.д. Эксплуатационникам остается в среднем 13,25 руб. с каждого кв. м.
- Да, абсолютно правильно. Такая сумма перечисляется ДГЖРУ.
- Что подрядчик на эти деньги делает?
- Дело в том, что нельзя суммировать все деньги и делать какие то выводы. Деньги строго учитываются по домам и тратятся только на нужды конкретного дома.
- Давайте все же разделим, исключительно для приблизительного обобщения. Если разделить на 1 дом, в среднем будет почти 44,58 тыс. руб. с дома в месяц.
- Да, но при существующем планировании, основанном на ежемесячном расходовании собранных средств, эффективности не достичь.
По
имеющейся информации, пропорции расходования средств во многих эксплуатирующих
организациях примерно следующие: около 80% на зарплату, 20% на работы.
Получается, что, например, из 45 тыс. руб. (округлим) на зарплату и прочие расходы тратится 36 тыс., а на покраску стен или замену какого-либо крана 9 тыс. (здесь, вероятно, и материалы, и работа опять же). В нормальной жизни эта пропорция где-то 50/50. А здесь получается, что человек, скажем, платит 900 руб. за установку детали, которая стоит 100 руб.. Это образно, конечно, но поразмышлять есть над чем...
- Надо, чтобы люди повернулись лицом к своему дому. В каждом доме, согласно Жилищному кодексу, необходимо избрать Совет дома. Совместно с УК определить объемы работ.
И, соответственно, их финансирование. Я уверен, что в течение трех, максимум пяти лет в каждом доме можно навести порядок и в дальнейшем только его поддерживать. А пока - как есть, мы пользуемся тарифами и ценами, утвержденными главой Дмитровского района. Такое ценообразование грамотно используют и подрядные организации, используя основную часть денег на расходы, связанные с оплатой труда. Правила и рекомендации, по которым защищаются тарифы – старые, основаны еще на советских нормах. Соответственно, подрядчики таким же образом и расходуют денежные средства. В калькуляциях всегда преобладает зарплата. Юридически все правильно, но не эффективно.
- Какие задачи ставите на следующий год, будете ли проводить конкурсы по выбору подрядчиков?
- На следующий год обязательно сделаем запрос предложений у всех компаний, работающих в этом сегменте рынка. В запросе точно пропишем требования по подходам к планированию и исполнению этих планов. Сразу скажу, что содержание и ремонт строго поделим на две части. Постоянная часть – это ежемесячные затраты на уборщиц, дворников, аварийную службу и обслуживание инженерных сетей с минимальным применением материалов. Большая часть средств здесь будет зарплата и отчисления. Переменная часть – на ремонтные работы, которые будут планироваться, исходя из необходимости проведения работ и объема денежных средств, которые планируется собрать в течение года в этом доме. Ремонтные работы проводить строго по смете или договорной цене (это выгоднее и эффективнее). Мы даже готовы инвестировать средства на ремонты, не дожидаясь, пока эти деньги будут собраны.
- Мы знаем, что ДУК расторгла договор на вывоз мусора с ООО «Эко-Жилком» и привлекла другую компанию.
- Да, мы вынуждены были это сделать. И, считаю, правильно сделали. Это первый и настоящий пример работы с подрядчиками. «Эко-Жилком» отказывался исполнять законные требования УК - работать строго по графику, убирать контейнерные площадки в радиусе 5 м, организовать уборку листьев и спиленных веток и др. Новая компания пока работает лучше. Претензии есть, но они все решают по телефонному звонку.
НУЖНЫ
СОВЕТЫ
- Какие у Вас впечатленияот общения с населением?
- Противоречивые. Люди используют непроверенные сведения или мало информированы в вопросах ЖКХ. Не знают об изменениях в ЖК и других нормативных документах.
- Что главное надо изучить и знать?
- Жилищный кодекс и договор управления. Далее надо избрать советы домов, у них очень большие полномочия, для нас это первые помощники. Стыдно сказать, в наших домах нигде пока советы не работают. Потом реализация требования ЖК о решающей роли общих собраний. Практика показывает, что нереально собрать на общее собрание более 50% собственников. Не все жители желают принимать участие в жизни дома. Одни привыкли, что за них все решат, другие ни во что не верят, третьим все равно, что будет с их домом.
Нужно, конечно, менять мировоззрение людей. Нам всем будет хорошо, когда мы научимся сами о себе заботиться, когда поймем, что дом наш, подъезд наш, двор наш. Нужно еще некоторое время и большая разъяснительная работа.
- Что не решено, какие планы до конца года и на следующий год?
- Не решено то, что неэффективно используются деньги, предназначенные для ремонта.
- Т.е. таким компаниям, как ДГЖРУ, придется серьезно пересмотреть свои затраты?..
- И подходы к работе.
- Давайте договоримся с Вами - когда Вы доверстаете планы на 2013 год, мы подробно расскажем о них жителям района, чтобы они имели представление о том, что их ожидает.
- Хорошо, и мы ждем, что к нам присоединяться активные люди, которые создадут советы домов.
Материал подготовила Татьяна ЧАЙКОВСКАЯ