НОВОЕ ЛИЦО В ДМИТРОВСКОМ РАЙОНЕ
НОВОЕ ЛИЦО В ДМИТРОВСКОМ РАЙОНЕ
СП-ДОСЬЕ. Колов Игорь Александрович родился 2 марта 1978 г. в ГДР в семье военнослужащего. В 2004 г. окончил Институт прокуратуры РФ при Саратовской государственной академии права по специальности юриспруденция. Женат, имеет дочь. До приезда в Дмитров работал юрисконсультом в коммерческих структурах в Москве. До назначения руководителем ФГУ «Кадастровая палата», отдел по ДМР, 3,5 года работал в дмитровском отделе Роснедвижимости по МО в качестве специалиста-эксперта, после реорганизации был переведен в Росреестр.
- Игорь Александрович, Вы заняли важный пост в системе земельных правоотношений района. Для бизнес-сообщества Вы, несомненно, значимая фигура. Предпринимателям интересно, кто Вы, откуда и что с Вашим назначением изменится.
- Я родился в городе Нойштрелитц, до двух лет жил в ГДР, затем мы уехали и колесили по всему Советскому Союзу - Дальний Восток, Амурская область, Украина. Везде, где служил отец.
- А откуда родом Ваша семья?
- Из Калужской области. Мама и сейчас там живет, отца, к сожалению, уже нет с нами.
- Вы сами где сейчас живете?
- В Красногорском районе. Дочке Ирине два с половиной годика, жена Кира сейчас возвращается из декрета. Она преподаватель английского и истории, работала в средней школе, собирается найти работу по специальности в Дмитрове.
- Какие у Вас впечатления от Дмитрова, насколько себя с ним связываете дальше?
- К Дмитрову уже привык, работаю здесь более трех лет. Город чистый, ухоженный, очень семейный, много школ и детсадов, разных мест, где можно отдохнуть в выходные. Это, несомненно, привлекательное место, и рядом много старинных русских городов. Мы с семьей посещаем храмы, музеи, нам нравится путешествовать по российским городам. В планах - переехать сюда.
- Хотите пустить корни?
- Думаю об этом. Я много в своей жизни переезжал, хотелось бы осесть. Для семейной жизни город идеальный. Стабильность чувствуется, это связано, полагаю, с тем, что глава района достаточно долго находится на своем посту и много делает для города.
- А были какие-то негативные моменты в связи с тем, что Вы не дмитровский?
- Скажу так: здесь это играет большую роль.
- Какие яркие впечатления были в последнее время, что поразило?
-Мы ездили в Ярославскую область, в село Годеново, там есть церковь, где висит огромный, метра два, деревянный крест. Считается, что он был явлен, т.е. не сделан человеком. Я был поражен, никогда до этого таких ощущений не испытывал – словно поток благодати…
-Вы верующий человек?
-Да, православный.
- С кем в Дмитрове общаетесь, с кем подружились, есть ли свой круг?
- Друзей пока нет. Хочу, чтобы со временем рядом со мной появились люди, с которыми бы сложились добрые дружеские отношения. Для меня важно создавать вокруг себя нечто хорошее, доброе, то, что останется всегда с тобой.
- Как Вы думаете, как на Вас смотрит бизнес-сообщество? Вы новый человек, только что заняли очень серьезную должность. Например, у Палаты есть служба одного окна, где члены Палаты должны иметь возможность быстро решать свои вопросы, связанные с землей. И Палата уже 2-й год пытается активизировать эту работу, что-то получается, но в большинстве случаев ДМТПП сталкивается с теми же проблемами, что и обычные люди, вставшие в общую очередь. Поэтому предприниматели могут думать: появилось новое лицо, что бы это значило?
- Тут нельзя что-то думать конкретно относительно меня. Моя деятельность регламентирована законом, я не могу для кого-то делать преференции, для кого-то нет. Мы производим прием и выдачу документов по результатам кадастрового учета. Я делаю все, что в моих силах - с того момента, как заступил на должность начальника, и до этого, в Роснедвижимости, - чтобы дмитровский отдел максимально качественно оказывал услуги - независимо, предпринимателям или садоводам, горожанам или жителям сельских поселений.
- И все же, вот типичные претензии: непрозрачная деятельность, долго, зачем посылают на согласование в Москву, записи чуть ли не с ночи, очереди, сроки. Все это вынуждает посетителей обращаться в риэлторские фирмы, которые делают все быстро, в короткие сроки, у них как бы свои ключи и подходы к Вашей структуре.
- Начнем с того, что понимать под вопросом оформления земельных отношений. Это не только кадастровый учет, которым занимается моя служба, это очень большая сфера.
- Возьмем кадастровый учет, у Вас сейчас есть очереди?
- Небольшая очередь имеется, но все желающие имеют возможность сдать документы на кадастровый учет в день обращения. В январе-феврале вообще не было очередей, посреди дня были пустые окна. С середины февраля - не знаю, с чем было это связано, с потеплением, пробуждением -было ощущение, что на сдачу документов людей привозят на автобусе. 180 человек в день, и люди вынуждены были приходить на следующий день. Так было три дня, но все нормализовалось. ФГУ «Кадастровая палата» работает 6 дней в неделю без перерыва на обед.
- Многие жалуются, что очередь продается.
Периодически на двери отдела вешаются объявления, появляются нетрезвые люди, возможно, риэлторы, которые до начала работы отдела записывают людей в очередь на улице. Приезжает человек, ему говорят, что сегодня 180 человек записалось, не пройдешь, тем самым человек вводится в заблуждение. Создается ажиотаж вокруг этой очереди, а реально ее нет - есть 20 человек, они проходят до обеда. Делается это, как я понимаю, некими людьми для повышения спроса на посреднические услуги.
Отдел успешно борется с этим явлением: ведем разъяснительную работу с людьми относительно данной ситуации, открываем дополнительные окна приема, работает предварительная запись по телефону и в зале приема. Мы принимаем 60-70 человек в обычные дни, а вторник-четверг - за 100 при работе всех окон. Вы поймите, я чисто по-человечески буду плохо себя чувствовать, если у меня люди в очереди.
Еще хочу сказать про предварительную запись – она сейчас на июль и абсолютно бесплатна. Мы проводим мониторинг предварительной записи – на неделе из 400 записавшихся приходит 60. Остальные, видимо, проходят по живой очереди. А запись «раздувается». Сейчас за неделю 167 человек записалось.
- Что сейчас входит в функции Кадастровой палаты?
- Внесение сведений в государственный кадастр недвижимости: о ранее учтенных земельных участках, постановка участков на кадастровый учет, учет изменений об объектах недвижимости (участках), предоставление сведений кадастра по запросам - кадастровые выписки, предоставление кадастровых паспортов, снятие земельного участка с кадастрового учета, исправление ошибок кадастра.
- Какой срок исполнения?
- Общий срок исполнения проццедур - 20 рабочих дней, для предоставления сведений - 5 рабочих дней.
- А как эти сроки превращаются в 2 года?
- Я вам ответственно говорю, без лукавства, что у дмитровского отдела пока нет просрочек, мы стараемся все выполнять в срок.
- Когда внутри госслужб будет создана такая структура взаимодействия, чтобы человек пришел, отдал свои документы, заплатил по тарифам и через месяц получил бы готовые документы? Пусть через два или три, но чтобы это было четко оговорено – за месяц 10 тысяч рублей, за три месяца 3 тысячи рублей. Граждане хотят прийти в одно место, заплатить приемлемые деньги, которые пойдут государству, и больше не волноваться по этим вопросам. Когда так будет и что зависит от Вас?
- Шаги к этому делаются. Внутри служб происходит внутреннее взаимодействие, «одно окно» работает в отделе Россреестра. Сейчас осуществляется передача Кадастровой палате функции приема и выдачи документов в ЕГРП, т.е. регистрационные моменты. Мое мнение – любая реформа должна устояться. Фактически в этой области происходит революция с целью улучшить качество и доступность государственных услуг по регистрации и государственному кадастровому учету объектов недвижимости. Происходит техническое переоснащение, структурные изменения - единый центр, оптоволоконные каналы связи, новые архивы. Работа ведется огромная. А касаемо Вашего вопроса про 2-3 года… Ситуации бывают разные – оформление в аренду, выкуп участка, изменение вида разрешенного использования – был для сельхозпроизводства, стал для дачного строительства, вступление в наследство, оформление ипотеки. И, соответственно, разные процедуры, установленные законом. Наш срок исполнения - 20 рабочих дней.
- А вот фермеры жалуются, что им трудно перевести с/х земли под дачи. 100 тычяч, не помню в какой валюте, за 1 га с них просят якобы за оформление. Прокомментируйте, пожалуйста.
- Перевод земель из одной категории в другую не относится к компетенции ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области. Мы осуществляем кадастровый учет, вот наша основная функция. Поэтому не могу прокомментировать.
- Если человек живет в частном доме и хочет на территории своего ЛПХ открыть деревенский магазинчик, то он должен идти к главе поселения и тот выносит постановление?
Этот вопрос также вне компетенции Кадастровой палаты. Могу отметить, что по законодательству должны быть учтены интересы окружающих. Проводятся публичные слушания, если они проходят удовлетворительно, глава выносит распорядительный акт об изменении вида разрешенного использования данного участка. Это целая процедура, прописанная в градостроительном кодексе.
- И все же, многие думают, что, либо надо платить большие деньги, либо стоять 2-3 года в очереди. Люди так думают про Вашу структуру.
Хочу однозначно прекратить всяческие спекуляции на тему очереди в дмитровский отдел Кадастровой палаты. Вы можете в любой рабочий день прийти в наш отдел и своими глазами увидеть, как осуществляется работа. Любой желающий может сдать документы в день обращения. Также можно записаться предварительно и сдать документы в назначенный день и час без очереди.
- Но если все время находить ошибки…
- Допустим, один раз ошибся кадастровый инженер. Не сам же собственник делает документы. В районе есть участки, которым неправильно определили координаты, фактическое положение. Но есть возможность доработки. Нужно к документам, которые есть, приложить заявление, доработанные документы с исправлениями и направить нам. При межевании земельного участка граждане, юрлица вступают с кадастровыми инженерами, геодезической организацией в гражданско-правовые отношения, заключается договор подряда, по которому услуги должны выполнятся качественно. Если не выполняются, то за это не должен отвечать государственный орган. Ошибки должен исправлять тот, кто их совершает.
- Т.е. граждане должны внимательно выбирать тех, кто делает им замеры, и заключать с ними договор?
- Естественно! По договору они могут в случае ошибок потребовать возмещения ущерба – даже по закону о защите прав потребителей. Зачастую граждане не заключают договор, а потом ищут виноватых. Я пришел 3,5 года назад на эту работу и понял, что люди не понимают, чем мы занимаемся. Все почему-то думали, что мы ездим в поля с измерительными приборами и сами делаем эти ошибки. Основной документ – это межевой план. Он содержит сведения об уникальных и других характеристиках земельного участка, которые вносятся туда кадастровым инженером.
- Еще один типичный вопрос от руководителей предприятий. Есть, например, свечной заводик, стоит 50 лет. Предприятие стало АО, а земля еще не оформлена. По закону предприятие в этом случае может оформить этот участок в аренду или в собственность. И когда люди начинают эту процедуру, им говорят – платите или ничего не оформим.
- Это не в моей компетенции, моя служба не выделяет, не продает и не дает в аренду участки. Мы вносим сведения в государственный кадастр недвижимости на основании предоставленных документов, предоставляем сведения.
- У структуры, которую Вы возглавляете, есть негативная предыстория. Возможно, к Вам лично такого рода претензии не имеют отношения вообще. Но люди думают, что Вы с этим связаны. Что должен принести Вам владелец, например, завода, чтобы Вы поставили на кадастровый учет земельный участок под этим заводом?
- Перечень документов установлен 221-м ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», для постановки участка на кадастровый учет, по статье 22, основные документы – заявление и межевой план, который включает множество разделов, в т.ч. акт согласования границ. Этих документов достаточно, чтобы поставить участок на кадастровый учет.
- От кого еще зависит, чтобы предприятие оформило свою землю?
- По Земельному кодексу, ст. 36, собственники зданий, строений и сооружений имеют право исключительного приобретения в собственность или в аренду участков, занятых этими объектами недвижимости. 10-кратная ставка земельного налога за единицу площади или 2,5% от кадастровой стоимости. В зависимости от населенного пункта, численности граждан, принимаются коэффициенты.
- Кто принимает решение, чтобы им это продать?
- Органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками на территории района.
- А могут и не продать?
- Нет, у собственников зданий, строений и сооружений есть исключительное право. Надо обращаться письменно и ссылаться на норму закона. Я по Московской области не сталкивался, чтобы отказывали. Тем более, что порядок упрощенный, без проведения торгов, публикации в газетах.
- Что посоветуете бизнес-сообществу, у которого возникает столько вопросов?
- Проблемы в недостатке информации, незнании законов - поэтому и возникают вопросы. Предпринимателям и гражданам я рекомендую следующее. Во-первых, если у Вас есть вопрос в тот или иной орган (даже если не уверены, в какой именно), его надо изложить на бумаге и отправить в этот орган. Вы всегда получите ответ. Если этот вопрос не в компетенции органа, он будут перенаправлен в другой орган. Во-вторых, можно обратиться в службу консультации, которая есть в каждом органе. Третий вариант – сформулировав свой вопрос, прийти на прием к руководителю.
По вторникам и четвергам в нашем отделе открывается дополнительное окно для правообладателей земельных участков. Сейчас в районе 700-800 садовых товариществ, которые так же вступают в права наследования, продают, изменяют, межуются – для них это возможность пробиться через риэлторов. Кроме того, мы планируем выездные приемы (15 апреля был первый выезд, в с/п Синьковское). В настоящее время работа отдела максимально налажена.
- Надеюсь, у Вас все получится и сложатся хорошие рабочие отношения с дмитровским бизнес-сообществом.
- Я тоже надеюсь на это. И все, что от меня зависит, сделаю. По средам у меня прием - добро пожаловать, приходите!
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить предпринимателей и всех дмитровчан с Пасхой. Желаю всем светлого праздника, душевного благополучия, здоровья и всего самого доброго!
Беседовала Татьяна ЧАЙКОВСКАЯ