Одной из горячо обсуждаемых тем в бизнес-сообществе прошлого года, помимо последствий кризиса, была энергетика: непомерные взносы предпринимателей за подключение к электросетям, создание энергоэффективной системы пользования ресурсом и, конечно, рыночный отпуск энерготарифов.
Ассоциация торгово-промышленных палат ЦФО в связи с ситуацией с энерготарифами направила в сентябре прошлого года письмо в адрес Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. ДМТПП, кстати, была одним из инициаторов данного обращения.
В письме, в частности, говорится: «Промышленные предприятия - покупатели электрической энергии никак не влияют на формирование свободной цены на оптовом рынке. Сложилась ситуация, когда ОАО «Администратор Торговой Системы» (далее ОАО «АТС») самостоятельно осуществляет привязку электрических станций к конкретному региону, самостоятельно определяет средневзвешенный тариф покупки, выбирая станции с низким или высоким тарифом, то есть является монопольным регулятором в вопросе стоимости поставок электроэнергии (мощности) по регионам. У энергосбытовых организаций сложилась практика дважды корректировать стоимость электрической энергии (мощности) в выставленных счетах в связи с уточнением величины нерегулируемых цен. Причем становится нормой производить такие корректировки через несколько месяцев после окончания расчетного периода.
У предприятий и организаций отсутствует возможность прогнозировать свои расходы, что ведет к образованию задолженности за электроэнергию и убыткам. В условиях ухудшения экономической обстановки для многих предприятий единственной возможностью покрыть рост платежей за электроэнергию будет повышение цен на продукцию и услуги, что негативно повлияет на благосостояние граждан.
В связи с вышеизложенным просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович:
1) внести изменения в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643, в части отсрочки поставок с 1 января 2011 года электрической энергии и мощности в полном объёме по свободным (нерегулируемым) ценам;
2) поручить провести проверку деятельности ОАО «АТС» в части правильности применяемых подходов к формированию средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность и соблюдения порядка и сроков их опубликования;
3) отказаться от деления потребителей по числу часов использования мощности при формировании тарифов на электроэнергию;
4) установить временно, на период выхода экономики из кризиса, предельные на год значения процентов превышения нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность над регулируемыми не более чем 10 %;
5) установить коридор колебаний нерегулируемой цены на электрическую энергию и мощность в пределах 3-5% от прогнозного значения нерегулируемой цены;
6) исключить из тарифов инвестиционную составляющую;
7) разработать меры, препятствующие монополизации рынка электроэнергии сбытовыми компаниями в регионах”.
На данный официальный запрос последовал и официальный ответ от директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго России В.В. Новикова:
«В части отсрочки введения полной либерализации оптового рынка и введения коридоров колебаний и верхней границы нерегулируемых цен сообщаем, что указанная мера поддержана быть не может, поскольку конкурентное ценообразование на оптовом рынке, является одной из основных предпосылок для процесса привлечения масштабных инвестиций в отрасль, начатого с момента реорганизации ОАО «РАО «ЕЭС России» и продолжающегося в настоящее время.
Следует отметить, что действующая модель оптового рынка содержит ряд инструментов, позволяющих предотвратить волатильность цен и существенные ценовые колебания в отдельных зонах свободного перетока. Так, постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. № 929 введены нормы, устанавливающие порядок осуществления государственного регулирования в электроэнергетике, условия его введения и прекращения (применяется в экстренных ситуациях в целях ценового сглаживания). Кроме того, существует механизм предотвращения манипулирования ценами оптового рынка отдельными его участниками, в том числе занимающими доминирующее положение, реализуемый через действия антимонопольного органа.
В части проверки деятельности ОАО «АТС» сообщаем, что указанная организация подлежит контролю как со стороны Минэнерго России в рамках реализации полномочия по контролю за соблюдением законодательства РФ об электроэнергетике организациями коммерческой инфраструктуры, так и со стороны ФАС России в рамках антимонопольного контроля в электроэнергетике.
В части отказа от разделения потребителей по числу часов использования мощности (ЧЧИ) при формировании розничного тарифа сообщаем, что указанный подход не поддерживается, поскольку не стимулирует проведение потребителями энергосберегающих мероприятий и не дает адекватного механизма формирования одноставочного тарифа. При этом, в настоящее время проходит работа по внесению изменений в нормативные правовые акты по вопросам оптового и розничных рынков электрической энергии в целях совершенствования механизмов трансляции цен оптового рынка конечным потребителям и установления единых границ диапазона ЧЧИ, применяемых на розничных рынках.
Предложение об исключении из регулируемых тарифов инвестиционной составляющей поддержано быть не может, поскольку его реализация приведет к срыву обширных программ строительства и модернизации, прежде всего электросетевой инфраструктуры. Вместе с тем следует отметить, что значительная часть инвестиционных затрат генерирующих компаний, чьи тарифы регулируемыми не являются, будет финансироваться через механизм долгосрочного рынка мощности, введенного постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. № 89 «О некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)».
В целях предотвращения монополизации рынка электрической энергии сбытовыми компаниями в регионах Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами власти разрабатывает проект постановления Правительства РФ, определяющий целевую модель розничных рынков электрической энергии и предусматривающий, в частности, усовершенствованные правила смены гарантирующих поставщиков, способствующие развитию конкурентных механизмов в розничной сфере и снижающие барьеры для входа на рынок».
Комитет по энергоэффективности и энергосбережению
при ДМТПП приглашает всех к обсуждению данной темы.
Вы можете прокомментировать проблему по телефонам
8 (495) 993-78-53 и 22-4-35-44.
Контактное лицо Елена Владимировна Большихина