"Этажи"

КОМПЬЮТЕР - ЛУЧШИЙ ДРУГ ШКОЛЬНИКА?

КОМПЬЮТЕР - ЛУЧШИЙ ДРУГ ШКОЛЬНИКА?

В России уже свыше 10 лет проводится реформа образования. Как это часто бывает (и не только в нашей стране), на реформаторов обрушивается поток скандальных материалов. Весь шум – вокруг ЕГЭ: отличница выбросилась из окна, декан принял в ВУЗ «мертвые души»… А ведь внедрение новых стандартов обучения имеет множество плюсов. Вся проблема в том, что разбираться в них и знакомить с ними родителей СМИ не горят желанием. 
На каждом из наших этажей найдется семья, в которой есть школьники. Хотите знать в деталях, чему и как учат детей в современной школе, какие технологии и методы обучения внедряют в рамках реформы образования? Тогда этот материал для Вас.

По заказу компании «Лабиринт» (ведущей интернет-компании, реализующей учебники и учебно-методическую литературу) было проведено исследование. Выяснилось, что у учителей, учеников и их родителей (тех, кто все еще помогает детям делать уроки) чаще всего возникают трудности по следующим вопросам обучения: метод проектов, мультимедийные средства обучения, участие в предметных олимпиадах. Рассмотрим первые два.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Предусматривает активную деятельность школьника, а не просто пассивное усвоение учебного материала. Проектный подход - творческий по сути и ценен тем, что школьники учатся самостоятельно получать опыт познавательной деятельности. Некоторые проекты выполняются дома, на некоторые затрачивается часть урока, на другие - целый урок. Большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если выполняется в группах. Существует множество типов школьных проектов: социальные, краеведческие, экологические, профориентационные, экономические/предпринимательские, художественные, музыкальные, литературные, театральные проекты.
Распространено мнение, что проектный подход - одна из новых обучающих технологий. Считают также, что этот метод – экспериментальный, и, как любой эксперимент, допускает несколько сниженные требования по качеству образовательного процесса. Но метод проектов (он же метод проблем) имеет давнюю историю в мировой педагогической практике. В этой сфере существует определенный багаж знаний, включая теоретические обоснования и проверенные практические решения.

Но имеющиеся русскоязычные пособия по методу, а также публикации по этой теме (в основном статьи на сайтах) содержат либо самые общие сведения (история метода, типология проектов), либо описание реализованных проектов. У учителей есть выраженная потребность в литературе и специализированных источниках, наиболее полно отражающих суть метода, практические технологии и конкретный инструментарий для успешной реализации школьных проектов.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Психологические исследования показали, что словесная информация лучше запоминается в сочетании с иллюстрациями. Педагоги отмечают ряд преимуществ использования мультимедийных технологий на уроках. Лучшее восприятие материала, рост заинтересованности, индивидуализация обучения, развитие творческих способностей, сокращение видов работы, утомляющих детей, использование разных аудиовизуальных средств (музыка, графика, анимация) для обогащения и мотивации обучения, динамического представления материала, формирование самооценки и создание условий для самостоятельной работы.
В числе преимуществ мультимедиа - возможность повторять материал столько, сколько нужно для усвоения и запоминания. К сожалению, многие родители пытаются сбросить на электронные пособия всю ответственность за помощь своему ребенку в обучении. По сути, они сами приучают детей к тому, что «компьютер - лучший друг школьника».
Как и для метода проектов, для мультимедиа пока отсутствуют четкие критерии оценки эффективности использования в образовательном процессе. Эти технологии фактически внедряются путем проб и ошибок. Благо, есть люди, которые способны продолжать вкладывать в наших детей свои опыт и знания, делиться своей мудростью и действительно учить человечности. Эти люди – учителя. Какими бы ни были достижения прогресса, именно учитель – главный источник знаний для школьника. Хорошо бы, если бы родители об этом тоже не забывали.

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

Чему и как учат детей в современной школе, можно узнать на конференции «Прогрессивные технологии обучения школьников» 27 октября 2011 г. в 14.00 в большом конференц-зале ДМТПП. Родители, учителя и методисты смогут познакомиться с различными инструментами, используемыми в школьном обучении, и получить четкое представление о сути прогрессивных подходов в обучении, какие знания и навыки они дают детям, как с их помощью помочь ребенку добиться больших и лучших результатов.  

Организаторы конференции: Управление образования Дмитровского района, Дмитровская МТПП, интернет-компания «Лабиринт». Подробности Вы можете уточнить по телефону: (496) 22-4-30-51 или в отделе выставок Дмитровской торгово-промышленной палаты (ул. Профессиональная 1а, 2 этаж, ЭКСПОЦЕНТР ДМТПП).

Римма ХОДУС

Читайте в ближайших номерах продолжение данной темы, а также обзор ситуации с детскими садами в нашем районе.

Дмитров в соцсетях