"СП"

ЭКОПРОДУКТ НАМ НЕДОСТУПЕН

Не верьте этикеткам


Довольно знакомая картина: молодая мама, выбирая в магазине творожок или йогурт для своего ребенка, вчитывается в надписи на упаковке: «источник кальция и 5 витаминов», «без добавления искусственных красителей и консервантов», «абсолютно натуральный». Как правило, такие сведения размещаются на лицевой стороне упаковки и действуют практически безотказно: 70% мам уверены, что приобретают экологически чистый продукт для детского питания. Но так ли это?

Можно ли поставить знак равенства между товаром, на упаковке которого стоят надписи «натуральный», «полезный», «безопасный», и экологически чистыми продуктами? Почему в России не спешат производить экопродукт?
Во-первых, у нас отсутствуют четкие государственные стандарты экологически чистой продукции. Если за рубежом производство и реализация такого товара регламентируются законодательно, что является гарантией качества, в нашей стране подобное регулирование отсутствует. В законе зафиксирован лишь запрет промышленного производства ГМО в России, но разрешено применение 13-ти видов импортируемых ГМО. При этом товар, содержащий такие добавки, должен быть соответствующим образом промаркирован.
Надпись «экологически чистый» без наличия соответствующего сертификата является прямым нарушением ГОСТа. Допускаются лишь надписи «эко», «био», «экологический» (которые весьма активно эксплуатируются производителями, пользующимися отсутствием у потребителей знаний о тонкостях маркировки). При этом отсутствует единая государственная обязательная система сертифицирования. В то время как в Европе, например, с июля 2010 года был введен логотип для такого рода продукции, причем действовать он будет во всех странах Евросоюза. В России же существует несколько организаций добровольной сертификации, при этом лишь одна маркировка, признанная европейским сообществом, создана в соответствии с международными стандартами – «Листок жизни».
Несмотря на наличие отличных условий для производства экологически чистых продуктов питания (например, консервированные и сушеные грибы и лесные ягоды не будут иметь конкуренции на мировом рынке), наша страна пока является аутсайдером на рынке экологических продуктов. Производство экологически чистой продукции довольно затратно, поскольку предъявляются особые требования и к сырью, и к условиям его изготовления, транспортировки и хранения. Даже если само производство находится в России, сырье для него зачастую закупается за рубежом. Так, например, купить экологически чистую малину для консервации дешевле в Литве, а клубнику – в Польше, где технологии выращивания уже отработаны и налажены.

Лишь единицы столичных супермаркетов предлагают сегодня экологически чистый товар, причем импортный .Его стоимость заметно выше обычных аналогов. Но по данным исследований, почти 50% россиян готовы платить больше за натуральные продукты, но при условии, что будут твердо уверены в чистоте и естественности товара.

По материалам www.re-port.ru

Дмитров в соцсетях