"СП"

УТИЛИЗАЦИЯ: СКОРО ФИНИШ?

УТИЛИЗАЦИЯ: СКОРО ФИНИШ?

Программа утилизации машин успешна, но не решает главных проблем автопрома


Стартовавшая в марте программа утилизации старых автомобилей дала такие ошеломительные результаты, что ее, возможно, придется завершать раньше времени. Сертификатов на право покупки новой машины с зачетом 50 тыс. рублей от сдачи старой, по оценкам экспертов, хватит максимум до середины июня. Благодаря программе автомобильный рынок просто ожил. Однако специалисты не спешат этому радоваться.
Во-первых, утилизация в современном понимании этого процесса в стране так и не появилась. Во-вторых, по опыту Европы нужно быть готовыми к тому, что после резкого подъема рынка нас ждет еще более резкий спад. И если автоконцерны Старого Света спасает растущий экспорт, то нам из-под обвала придется выбираться только самим.
В результате реализации программы в апреле 2010 г. впервые за последние полтора года был зафиксирован рост продаж автомобилей, причем очень серьезный. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), было реализовано свыше 160 тыс. машин, а это на 20% больше, чем за тот же период 2009 года. В АЕБ прогнозируют, что в этом году в России может быть продано до 1,6 млн машин.
Ажиотаж со стороны покупателей оказался таким, что вновь возникла, казалось бы, уже давно забытая проблема дефицита автомобилей. Очередь на самые популярные машины бюджетного сегмента достигает в некоторых автосалонах нескольких месяцев. Впрочем, сейчас ажиотаж несколько поутих, но дилеры обеими руками голосуют за продление программы.
Будет срок действия программы продлен или нет, пока неизвестно. Однако уже ясно, что в нынешнем виде она может завершиться намного раньше, чем предполагалось изначально. Дело в том, что количество сертификатов ограничено 10 млрд выделенных под них бюджетных рублей. Разделив эту сумму на 50 тыс., получим общее число сертификатов – 200 тыс. штук. На сегодняшний день их выдано уже 136,4 тыс. штук, что означает скорое завершение программы (не позднее, чем в середине июня). По мнению специалистов, властям стоит задуматься о продлении срока действия программы, особенно в регионах.
Всплеск на рынке – это, конечно, здорово, но получается, что программа утилизации – самая главная составляющая нашей автомобильной промышленности, опасается независимый автоэксперт Сергей Асланян. «Ура, мы изобрели замечательный способ продавать новые дрянные автомобили сорокалетней давности разработки, – иронизирует специалист. – Но утилизация – это комплекс мероприятий, мощный механизм переработки отходов в доходы. У нас ее как таковой не существует. Мы до сих пор не знаем, что делать с бытовыми отходами, а теперь к этим отходам мы начали собирать еще и промышленные отходы в виде автомобилей. Железо еще куда-то идет, но у нас в стране нет ни одного предприятия, которое в состоянии сделать что бы то ни было с автомобильным стеклом, пластиком и текстилем. Это все по-прежнему закапывается либо сжигается».

И если власти примут решение продлевать срок действия программы, то эту проблему надо будет решать в первую очередь, настаивают специалисты.

По материалам

ИА “Альянс Медиа”

Дмитров в соцсетях