"СП"

65 ЛЕТ СПУСТЯ

"Сын полка " о выживании в военное и мирное время

В Дмитровском районе живет 537 ветеранов Великой отечественной войны, живых свидетелей Истории. С одним из них, “сыном полка” Алексеем Кирсановичем ГУСАРЕНКО, мы побеседовали в канун 65-летия великой Победы. Алексей Кирсанович не только вспомнил роковые сороковые, но и многое рассказал о сегодняшнем времени и поколении. 

В сентябре 1943-го, когда Красная армия освободила Белоруссию от фашистских оккупантов, десятилетний Алёша примкнул к воинской части и стал помогать солдатам по хозяйству: заготавливал дрова, чистил картошку. Расторопный мальчишка понравился солдатам и офицерам, они предложили взять его в качестве сына полка. Прежде спросили: «Не боишься?» Но мальчик, прошедший оккупацию, видевший жестокие расправы и чудом выживший после одной из них, уже ничего не боялся.

- Мой боевой путь начался под Бобруйском в июне 44-го года. Здесь мы окружили и разгромили несколько тысяч немцев, после этого перешли в наступление. Находились на марше Брест – Барановичи – Кобрин – Варшава. В одной из выжженных деревень уцелевшая женщина указала на предателя, из-за которого расстреляли всех жителей. Его арестовали, и я должен был его охранять. Мальчишки он не испугался и попытался убежать, я выстрелил в воздух, а потом подтолкнул его в окоп прикладом автомата.Прогремел выстрел - оказалось, что автомат был снят с предохранителя. Так я стрелял в первый раз...
Недалеко от Варшавы нас встречали симпатичные поль-ские девчонки. Они срывали с нас пилотки – посмотреть, есть ли у русских… рога, как уверяла гитлеровская пропаганда. Я был участником освобождения Варшавы – город был разрушен, машины шли по кирпичным завалам, среди искалеченных трупов. На территории Германии города были целы, но брошены, в домах так и остались приборы на столах, как будто люди собирались обедать.
Под Одером нашу колонну сильно бомбили - горели повозки, техника, взрывались снаряды, много было убитых и раненых. Помню, как упал на живот, закрыв голову руками, и не мог дышать – но страшно не было. Потом солдаты рассказали, что прямо рядом со мной разорвалась бомба.
После победы над Германией, на второй день, я был в Рейхстаге, видел в зале огромное количество германских орденов и крестов, расписался с товарищами на стенах.
- Сегодня в России много делается для ветеранов Великой отечественной войны. Довольны ли Вы, как к Вам относится государство?
- Мне как ветерану обижаться не на что. Я инвалид войны, пенсия у меня двадцать тысяч, я не обижен. Наше государство действительно проявляет заботу обо всех, кто воевал.
- Вы прошли нелёгкий боевой путь от Белоруссии до Берлина, побывали в Польше. В наше время немцы, поляки, итальянцы приезжают в Россию, путешествуют по местам сражений. А Вы были в мирное время за границей?
- Нет, не был. Действительно, обидно. Мы в этом отношении совершенно бесправны. Было бы, конечно, интересно побывать там, где мы воевали, где похоронили своих однополчан. Поехать в Белоруссию, Украину тоже стоит денег – для меня, к сожалению, невозможно и это, я не говорю уже о Польше. А хотелось бы встретиться с поляками, с которыми общался в военное время.
- В Дмитровском районе развивается тимуровское движение, дети помогают ветеранам. Как Вы к этому относитесь?
- Помощь нужна и патриотическое воспитание тоже важно. Меня часто приглашают в школы, в детские сады. Жаль, что не приглашают к старшеклассникам - многое хотелось бы сказать молодёжи.
- Современная молодёжь глазами ветерана – какая она?
- В массовом отношении молодёжь замкнута в своих собственных интересах. Как живет окружающий мир, их же дедушки и бабушки - к этому они равнодушны. Они стремятся получить образование и выгодно продать себя, построить карьеру. А не служить интересам государства, заботиться о благосостоянии страны.
Не может не тревожить, что огромное количество девочек и мальчиков курят и пьют пиво. В конечном итоге уровень здоровья нации падает, как и уровень рождаемости. Это даже никого не беспокоит, ведь нам пропагандируют оплодотворение в пробирках. А я в этом вижу вот что. В период напряжённых отношений СССР с США, один из создателей ЦРУ Ален Даллес заявлял о том, что население Советского Союза должно быть уничтожено мирным путём. План заключался в вытравливании из души советского человека патриотизма, любви к родине, своим близким и так далее. Я вижу, что, к сожалению, это сейчас и происходит. А Маргарет Тэтчер в своё время заявила, что на территории СССР должно остаться всего 30 миллионов человек, необходимых для добычи угля, нефти и газа. Со мной могут спорить, могут считать меня идиотом, но я вижу, как все это осуществляется. Со временем окажется, что новое поколение потеряет способность рожать полноценных детей. Население в итоге вымрет, и территория будет свободна.
Беспокоит меня как ветерана и то, что мы едим. На прилавках - видимое обилие колбасы, ветчины, мяса. Но многое из того, чем кормят детей в садах и школах, ни одна кошка есть не станет. На самом деле некоторые виды колбасы кошка не ест, а ведь этими продуктами кормят детей в детском саду и в школе. Переживаю за свою внучку, ведь даже свежего, полноценного молока нет. Раньше в районе было 25 тысяч голов дойного скота, а сейчас? А теперешние фрукты надо часа три в воде вымачивать, потому что одна сплошная химия.
- Скрытая угроза терроризма сегодня и явный враг вчера – какая война страшнее?
- Во время войны мы были освободителями. А терроризм – для меня непонятен. Эти люди мыслят по-своему. И организована эта система на почве частной собственности. На фоне ухудшения жизни обостряется чувство национализма, растёт ненависть к русским, к нашей власти. Тех же чеченцев, которые сейчас находятся в бедственном положении легко убедить в том, что виноваты в этом русские и что, для того чтобы лучше жить и чем-то владеть, нужно кого-то убить. Молодые люди без жизненного опыта, у которых ещё не сформировано мировоззрение, да что там, даже не умеющие читать, легко на это идут.
- В Дмитрове недавно установили стелу в честь присвоения звания «Город воинской славы»…
- На открытии я высказал своё мнение губернатору Московской области Б.В. Громову и мэру города Дмитрова В.В. Гаврилову. Я не против того, что увековечивается память тех, кто защищал нашу Родину, тем более, именно здесь рождалась победа. Поэтому наверху стелы нужно было поставить орден Победы или орден Отечественной войны. А двуглавый орёл не имеет к победе никакого отношения.
- Учитывая мудрость Ваших лет, что в России хотели бы изменить, какие есть пожелания к местной и федеральной властям?
- Меня беспокоит нищета и отношение к ней. В автобусе сегодня видел, как кондукторша буквально набросилась на старушку, забывшую дома удостоверение, унижала ее. Как будто так не видно, что человек пожилой. Вот так у нас выколачивают копейки для государства, которое и держит эту старушку в нищем положении. Никакого сочувствия, понимания, полная озлобленность и безразличие. Такая вот картина. А во время войны, в выжженных, голодных деревнях, люди делились последним.
Власть должна делать всё для того, чтобы люди, живущие в нашей стране, в нашем городе, были полностью удовлетворены, в культурном и материальном отношении. Радовались бы своей собственной жизни, видели бы перспективу своего интеллектуального развития.
В преддверии юбилея Победы хочу поздравить всех ветеранов, вспомнить тех, кто выстоял со мной в эти нелегкие годы, моих земляков и однополчан. Ушедшим - вечная память, живущим - здоровья и мирного неба.

Беседовала Елена ЛЕТЯГИНА


Досье «СП»

Алексей Кирсанович ГУСАРЕНКО, 1933 г. р., награждён Орденом отечественной войны II степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией 1941-1945 г.г.” В его копилке 14-ть юбилейных медалей в честь Дня Победы. В Дмитровском районе проживает с 1975 года, до выхода на пенсию трудился на алюминиевом заводе начальником отдела кадров.

Дмитров в соцсетях