О них снимают фильмы, слагают «легенды и мифы». Их называют героями нашего времени. Хотя плодами трудов людей, непосредственно занимающихся созданием или размещением рекламы, доволен далеко не каждый.
Есть ли более неблагодарная профессия, чем профессия рекламиста?
О чьей еще работе порой с презрением, осуждением и почти физической брезгливостью говорят люди? Те самые люди, которых мы, рекламщики, с любовью называем целевой аудиторией, и лезем из кожи вон, чтобы угодить Им. Чтобы докопаться до истины, влезть в Их шкуру, понять Их чаяния, заговорить на Их языке.
Мы смотрим на мир глазами и шестилетнего ребенка, и сорокалетней домохозяйки, и семнадцатилетнего подростка. Мы ходим по рынкам и большим магазинам, пристаем к людям на пешеходных улицах, терзаем друзей и знакомых. Для нас работают огромные исследовательские центры, где десятки сотен белых, серых и синих воротничков день и ночь сводят длинные столбики цифр, чтобы понять, какой порошок предпочла Марьванна в прошлом году и что нового ей можно предложить на следующий год.
Рекламист самозабвенно любит свою работу. Он готов простить своей обожаемой целевой аудитории всё: и раздражение, и злость, а порой и откровенную безграмотность. Он улыбается, когда слышит мнение авторитетной домохозяйки о том, что «в советские времена рекламы не было - и ничего, прекрасно все продавалось!». Он умиляется, когда упитанный дядька в черной куртке (45+, доход B+, женат, двое детей, семейный, высокая покупательская способность, категория мэйнстрим) требует «показывать рекламу в специально отведенное время - пусть ее смотрят те, кому она нужна!». Рекламист не сердится даже тогда, когда ему бросают в лицо: «Я никогда не куплю товар, который рекламируют! Значит, он плохой - а мне плохого впаривать не надо!»
Рекламист мог бы рассказать о миллиардных бюджетах, которые ежегодно тратят на рекламу и такие откровенно «плохие» компании, как Nike, Adidas, Pepsi, Mars, Microsoft, Toyota, Schwarzkopf, L’Oreal, Procter&Gamble, Kazkom, Raimbek, KCell, Beeline... и сотни тысяч других. Рекламист мог бы поведать о том, что нерекламируемые товары моментально теряют объемы продаж, а даже небольшая рекламная активность влечет за собой их рост. Или рассказать о том, с какой тревогой и надеждой вглядывается рекламодатель в линию на графиках лояльности и потребления его товара. И как ревностно он отслеживает «активности» конкурентов, и как торопит он рекламное агентство с запуском кампании - об этом рекламист тоже мог бы рассказать. И о взаимосвязи рекламы клиента на телевидении и наличия в сетке вещания интересных и дорогих программ и фильмов, которые так любит наш потребитель. И о том, что реклама не нужна только тогда, когда нет конкуренции, что и было в благословенные советские времена. И о том, что от объема продаж зависит развитие экономики в целом, а от того, насколько развита экономика, зависит его, потребителя, личное благосостояние. И о многом, многом другом...
Но стоит ли об этом говорить? «Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит».
Рекламист самозабвенно любит свою работу. В каких только ипостасях он не выступает, создавая рекламный ролик, который займет 30 секунд эфирного времени и который, возможно, будет безжалостно переключен потребителем в тапочках и трико! Рекламист - и психолог, и экономист, и актер, и режиссер, и художник, и воздушный гимнаст, и пифия! Рекламист защищает свой труд перед клиентом, перед зрителем, перед жюри большого фестиваля. Он должен смотреть в трех направлениях: назад в прошлое, вперед в будущее и - в душу своего потребителя.
Тем, кто работает в индустрии рекламы - САЛЮТ!
Наталья КУДРЯШОВА