"СП"

ОСАГО: ZASCHITA & DYSHLO?

Защищены ли интересы автовладельцев?

ОСАГО: ZASCHITA & DYSHLO?

Защищены ли интересы автовладельцев?

В Европе система урегулирования убытков по ОСАГО работает давно и плодотворно. А в России?

Страхование гражданской автоответственности является нормой во всех цивилизованных странах. В России ОСАГО стало обязательным с 1 июля 2003г. После принятия Федерального Закона РФ от 25 апреля 2002г. №40. Предполагается, что основным преимуществом данного вида страхования является защита интересов автовладельцев при нанесении ими ущерба здоровью, жизни или имуществу третьих лиц. В частности, для клиентов, заключивших договор ОСАГО, законом установлены следующие страховые суммы на возмещение ущерба, причиненного третьим лицам: по имуществу – до 160 тыс. руб., но не более 120 тыс. руб. для одного потерпевшего; по жизни и здоровью – не более 160 тыс. руб. для одного потерпевшего.
Еще не успели мы за 6 лет полностью понять все тонкости этой защиты, а уже с 1 марта этого года вступили в силу новые поправки. В теории все выглядит красиво: потерпевшему теперь не надо «выбивать» свои деньги у страховой компании виновника ДТП. Водитель обращается за возмещением убытков к своему страховщику. Обе страховые компании, исследовав все материалы, принимают решение, кто виноват и кто кому должен заплатить.
Но в процессе возникают небольшие нюансы. Если сумма ущерба не превышает 25 тыс. руб., то при ДТП вообще можно обойтись без ГИБДД. Но в этом случае система прямого урегулирования не действует. Водителю придется обращаться за выплатой в чужую страховую компанию по старинке.
Второй нюанс. Система прямого урегулирования доступна только тем, кто купил полис ОСАГО не раньше 1 марта 2009г. Остальным следует либо дождаться окончания срока страховки, либо пойти на досрочное расторжение с некоторыми убытками.
Стоит сразу предупредить, что, если согласившись на упрощенную процедуру, водитель ошибается в оценке ремонта автомобиля (при стоимости дороже 25 тыс. руб.), все средства сверх лимита клиенту придется платить самому.
Еще одна сложность появляется в случае обращения в суд при неправильном определении стоимости ремонта. В российских судах нет четко наработанных процедур в отношении возмещения ущерба по упрощенному урегулированию. Водителю придется самому отстаивать свою позицию и доказывать претензию.
Несмотря на поэтапное введение новых правил ОСАГО, уже есть большое количество обращений граждан с жалобами на исполнение страховщиками закона (по данным ФССН, %):
- несоблюдение сроков рассмотрения жалоб и выплат – 56,8;
- занижение суммы выплаты – 20,1;
- отказ в выплате – 17,9;
- не согласны с размером выплаты – 1

Сегодня с рынка уже ушло более 20 страховых компаний, выплаты по их договорам легли на Российский союз автостраховщиков (РСА). Учитывая такую нестабильность, цифра «аутсайдеров» может значительно увеличиться. Что же делать водителям, если их страховщик разорен, к кому обращаться за выплатой и какие документы нужны? Если страховая компания обанкротилась или у нее отозвана лицензия, держатель полиса имеет право обратиться за выплатой в РСА. Все подробности можно узнать по федеральному телефону круглосуточного информационного центра РСА: 8-800-200-22-75 (звонок по России бесплатный). Также потребуется заполнить заявление установленного образца и приложить к нему все необходимые документы. Их перечень также можно уточнить по вышеназванному телефону РСА или на официальном сайте.
В связи с введением новой системы страхования значительно вырос уровень мошенничества. Приведем такой пример. У компании «Генеральный страховой альянс» была отозвана лицензия. Выплату долгов, согласно закону об ОСАГО, возложили на РСА. Но у отозванной компании и ее посредников, осталось на руках более 200 тыс. чистых бланков полисов ОСАГО, дальнейшая судьба которых неизвестна. Всем понятно, что попадание такого количества полисов в теневой оборот не останется без вмешательства мошенников. Поэтому, чтобы заранее обезопасить себя, надо проверять, является ли страховая компания действующей и не отозвана ли у нее лицензия (также можно позвонить в РСА).
Система прямого урегулирования убытков по ОСАГО давно и плодотворно работает в Европе. Но в России эта процедура еще требует различных поправок и доработок. Возникает ощущение недодуманности и недоделанности. Однако шаг вперед уже сделан, осталось только ждать, к чему все это приведет?

Александр РУЛЕВОЙ

К сведению: «дышло» - одиночная оглобля; оглобли в парной упряжи. Комель дышла вставляется в спицы и крепится поперек болтом, швореньком; вершина оковывается листом и вбивается крюк для нашильников, ремней, идущих к хомутам. Дышло ворочает передок и везет за собою всю повозку. Закон как дышло, как повернешь, так и вышло.

Дмитров в соцсетях