Пятнадцать лет назад мне довелось в одиночку строить дом. Материала (правда, «бэушного») было много, и я размахнулся на два этажа. Каким же мучением было всякий раз слезать с лестницы за упавшей из-под стропил ножевкой или гвоздем! И как стремительно продвигалась работа, когда на день-другой у меня появлялся помощник! Даже в юбке. Все не прыгать, как зайцу, вниз-вверх. Упало - подадут.
Тогда я всем повторял внешне нелогичную фразу: «Один против двух - все равно что один против трех». Позже, во время реализации PR-проекта по заказу одной крупной нефтяной компании, мне пришлось столкнуться с незнакомым до этого понятием «синергия». В толковом словаре оно раскрывалось с помощью простой и изящной формулы: 1+1 = S, где S > 2. Нетрудно было понять, что с идеей синергетического эффекта я познакомился на десять лет раньше (и даже вывел собственную формулировку).
При всей исконной природности, естественности идеи синергии (мы передвигаемся при помощи двух ног, что-то мастерим обеими руками, даже пищу пережевываем двумя рядами зубов) в отношениях между людьми она, эта идея, увы, становится противоестественной. Амбиции, господа. Особенно у тех, кто уже что-то собой представляет, - у малых и средних предпринимателей. « Мы сами с усами». Похоже, что этой «самости» приходит конец. В период кризиса неоправданные издержки могут потянуть бизнес на самое дно. Не исключено при этом, что и оправданные в докризисный период издержки предприятию придется оптимизировать. А попросту - ужиматься до последней возможности. Например, отказываться от рекламных бюджетов.
А как же продвигаться, спросите вы? А надо в первую очередь оптимизировать мышление.
Что хочет купить рекламодатель у рекламопроизводителей? Клиентов. Прибыль. А что покупает? Рекламные площади. Модуль. Несколько квадратных сантиметров газетной полосы, состоящей сплошь из таких же аляповатых произведений дизайнерского мастерства в рекламной газете, которую и газетой-то назвать не получается. Там ведь никакой информации. Кто ее смотрит? Тот, кто ищет. Поскольку у него нужда. А много ли таких будет в разгар кризиса? Когда рынок растет, хочется тратить, когда падает - хочется экономить. И перед предпринимателем встает проблема привлечения новых клиентов! Как их добыть?
Отстраиваясь от конкурентов. В том числе по способам продвижения информации о своем бизнесе, о своих услугах, о себе, любимом. Бить не в бровь, а в глаз, а не стрелять из пушки по воробьям. Контекстная реклама все больше доказывает свою эффективность. Не потому ли чаще и чаще мы читаем на рекламных щитах «Это место сдается»?
Очевидно, более эффективны четкие, выверенные публикации и репортажи, формирующие ясное представление о продуктах и производителях, продвинутые через пользующиеся доверием каналы информации.
Собственник возразит мне: «Где деньги, Зин? На эти ваши каналы?..» Ну, во-первых, не всегда нужно платить за публикацию полную стоимость занятых ею площадей. Иногда можно выступить экспертом в своей области. Иная газета или журнал за хорошую статью еще и гонорар вам вышлет. Правда, это скорее исключение. Но, как правило, за хороший содержательный текст редакция сможет взглянуть сквозь пальцы на элементы саморекламы. Особенно если этот текст вам подготовит ее специалист.
Предвижу возражение: «А специалист, он что, «за спасибо» нам сделает?» Господа! Ну мы же с вами коммерсанты! Неужели вы не сможете договориться на худой конец о бартерном вознаграждении? Или - и это главное, ради чего я и затеял саму статью - не сможете объединить свои усилия со смежниками? Не с конкурентами, а именно со смежниками? Ведь передают же клиента архитекторы - строителям, строители - дизайнерам, дизайнеры - краснодеревщикам, кузнецам и наоборот! И продвигаться можно, подпирая друг друга, снижая издержки, заказывая на паях PR-кампании обо всех участниках этой клиентской цепочки. Тогда эффект синергии - «вместе действующих» - перестанет быть противоестественным. Наступает время нового, по-настоящему предпринимательского мышления. Предпринимайте! Предпринимайте решительные шаги по сближению! Консолидируйте рекламные бюджеты! Обращайтесь в Торгово-промышленную палату! Там помогут найти партнеров. Помогут с кредитами. А в рекламном агентстве нашей газеты научат, как привлечь клиентов малобюджетными способами. Не сидите сиднем! Пробуйте - одно, другое, третье, но пробуйте! Кризис не простит непредприимчивых предпринимателей!
Владимир ПОЛЯКОВ,
член Московского клуба предпринимателей.
Экспертиза эффективности внешних
и внутрикорпоративных коммуникаций