На первую встречу собрались производственники и представитель банковского сектора. А для начала разговора мы решили привести высказывание председателя подкомитета ТПП РФ по микрофинансированию комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Михаила МАМУТЫ: «Ничего сверхординарного в нашем сегодняшнем кризисе нет. Хотя определенно есть «сверхтрудности», не стоит впадать в «сверхпанику».
«СП»: Итак, о «сверхтрудностях». С какими проблемами столкнулись ваши предприятия в связи с кризисом?
МИХАЙЛОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ, генеральный директор ООО «Сезам Д». Изготовление дверей, металлоконструкций, жалюзи, окон ПВХ.В.М.: До кризиса заказы от физических лиц составляли 40% , а от строительных и бюджетных организаций – 60%. В первой группе произошло сокращение на 20%, во второй – на 90%. Нам уже пришлось перейти на работу в одну смену при 4-дневной рабочей неделе и сокращенном рабочем дне. Оклады пока остаются прежними, премии сокращены. Сейчас наша задача сохранить коллектив всеми возможными способами: люди готовы выполнять любую работу, даже ниже своей квалификации.
МАРКОВИН АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ, председатель наблюдательного совета ЗАО «Дмитровский трикотаж».А.М.: В настоящее время предприятие выполняет госзаказ, право на который получило, выиграв тендер. В случае секвестра бюджета РФ есть риск неполучения денег в срок за отгруженную продукцию от госструктур. Закупку сырья для своих заказов государство отказывается авансировать, и предприятие вынуждено привлекать очень дорогие банковские кредиты.
ПАВИНА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА, управляющий дополнительного офиса Россельхозбанка в г. Дмитрове.В.П.: Для нас в этой сложной ситуации есть и положительный момент. Так как наш банк государственный, а значит, по сравнению с другими кредитными организациями более устойчив, мы ощущаем приток новых клиентов. Многие предприятия стали переводить к нам свои счета. Но есть и отчетливое понимание, что многих наших клиентов - таких, как небольшие фермерские, крестьянские хозяйства - кризис застал практически врасплох.
«СП»: Какого рода проблемы у них возникли?
В.П.: Их главные проблемы - непроработанные вопросы реализации, неверная ценовая политика, нерешенные вопросы с землей и неосведомленность о возможных преференциях. Кризис просто обострил все эти проблемы. Я бы сказала, что малые фермерские хозяйства, к сожалению, до сих пор развивались спонтанно.
Можно рассмотреть эти вопросы на примере выращивания и реализации картофеля. Залоговая стоимость при оформлении кредита – 5-5,5 руб. за 1 кг. Это означает, что фермеры подсчитали: при крайних обстоятельствах они смогут продать картофель по залоговой цене и расплатиться по своим обязательствам. Что в итоге? В сентябре уже было понятно, что кризисные явления коснутся всех, тем не менее многие придержали продукцию и проиграли. Сейчас, когда украинская картошка отгружается по 3 рубля за килограмм, наши фермеры безуспешно пытаются продать аналогичную продукцию по 10 рублей и выше.
«СП»: Такая ситуация сложилась только в Дмитровском районе?
В.П.: Да, в Дмитровском и Талдомском, но не везде. Есть и положительные примеры. Например, у «Русской картофельной компании» наблюдается небольшое снижение оборотов, но благодаря многолетним налаженным связям предприятие хорошо держится и в условиях кризиса. Возле его хранилища в районе д. Александрово стоит очередь машин на погрузку.
«СП»: Что предусматривают ваши планы антикризисных мероприятий на 2009 год?
А.М.: Мы рассматриваем в качестве варианта антикризисных мер диверсификацию бизнеса. У нас есть уже магазин спортивной одежды «Найк» - это успешный проект. Сейчас в стадии завершения находится проект реконструкции административного здания фабрики. Бизнес-сообщество Дмитровского района получит современный бизнес-центр класса «В» с удобной парковкой. Мы предлагаем арендаторам очень хорошие условия.
В.М.: Мы открыли новый магазин «Замки» в Дмитрове, начали работу по освоению рынков соседних районов: уже открыт новый пункт приема заказов в Москве, ведем переговоры об открытии таких пунктов в Талдоме и Дубне. Ищем альтернативные виды бизнеса, но пока нет идеи, за которую хотелось бы взяться.
А.М.: Как только мы увидим, что понижение курса рубля приводит к конкурентоспособности нашей продукции, мы начнем вкладываться и в техническое перевооружение производства, предпосылки для этого есть. Мы понимаем, что будущее за реальной экономикой. Наша стратегия сегодня направлена на сохранение рабочих мест, промышленного потенциала фабрики, получение государственных заказов.
«СП»: Какую помощь вы ожидаете от государства, местных властей?
А.М.: Да, сегодня реальному сектору особенно необходима помощь от всех ветвей власти. Чтобы помочь экономике в целом, промышленному сектору, нужно снизить налоги и не повышать тарифы на электроэнергию и газ.
Наша компания, работая «по-белому», платит 15-20% налогов от оборота - это очень много. НДС нужно отменить для всех секторов промышленности. Вести разговоры об адресной помощи двум сотням предприятий в России и обеспечении им льготного режима (а другие пусть крутятся, как хотят?) - это несерьезно.
В.М.: Речь в данном случае может идти о налогах в местный бюджет. Администрация могла бы подписать с предприятиями, имеющими муниципальные заказы, соглашение о том, что пока предприятие не получит из бюджета деньги за выполненный заказ, оно освобождается от штрафов по местным налогам или финансовое управление выпускает вексель, подкрепленный муниципальным имуществом, который выдается предприятию в объеме определенной части задолженности. Предприятие в свою очередь расплачивается этим векселем по налогам, которые идут в местный бюджет. Некоторые предприятия, имеющие большое значение для района, можно, мне кажется, частично выкупить за счет внебюджетных средств.
В.П.: В районе зарегистрировано 115 фермерских хозяйств. При оформлении кредита требуется залог. Наши хозяйства не могут предоставить в качестве обеспечения залога свои земли, потому что 99 процентов из них никак не оформлены. Кому-то в свое время они выделялись как экспериментальным хозяйствам, кто-то арендовал на определенный срок, потом продлял аренду. А на поверку выходит, что люди работают на чужой территории. Многие говорят, что бьются с этой проблемой годами.
«СП»: Вы, наверное, знаете, что в ДМТПП открыта служба «одного окна», которая как раз и призвана помогать решать вопросы предпринимателей с недвижимостью, с землей. Почему они не обращаются в Палату для решения своих вопросов?
В.П.: Видимо, это относится к третьей проблеме, которую обострил кризис. И это касается не только руководителей фермерских хозяйств. Владельцы и директора предприятий зачастую настолько замотаны клубком собственных проблем, что не обращают должного внимания на информацию о льготах, преференциях, возможностях. Они просто не имеют достаточного опыта работы с этими ресурсами. У нас, например, есть льготные кредиты под посевные кампании, но никто не приходит их оформлять. Но при этом жалуются на кредитный голод. Возможно, то же самое происходит и в отношении возможностей «одного окна» ДМТПП.
В.М.: Уже три месяца предприниматели и глава района говорят о необходимости создания в рамках ДМТПП отдела субконтрактации. Палата взялась за дело столь обстоятельно, что отдел, видимо, будет образован к концу кризиса. Сводной информации о производителях товаров и услуг как не было, так и нет.
Мне также непонятна ситуация с крупными сетевыми строительными компаниями типа «Афины». Когда эта и другие подобные компании приходят в наш регион, их руководство заверяет, что бетон, окна, металлоконструкции они будут брать у местных производителей. Но этого не происходит. Думаю, можно было бы в рамках соответствующего договора закупать хотя бы 30% необходимых для строительства материалов в нашем районе. То же должно касаться и привлечения местных рабочих и других специалистов.
«СП»: Я не ратую за «натуральное хозяйство» - сегодня это просто невозможно, но как вы думаете, можно ли сделать наш район самодостаточным?
В.М.: С одной стороны, это шаг назад, с другой - выстраивание внутрирайонных цепочек от производителей к потребителям в нынешних условиях необходимо. Даже в Дмитровском районе не все знают, что, например, у нас можно заказать крупные строительные металлоконструкции. А мы работаем с заказчиками из Москвы и других регионов. И наоборот: недавно мы выполняли заказ и большую часть операций, касающихся работ с нержавейкой, вынуждены были передать московскому предприятию, попросту не найдя партнеров здесь.
А.М.: Кооперация внутри района нас очень интересует. Сегодня одна из задач – наполнить добросовестными арендаторами наш бизнес-центр. Так что милости просим обращаться всех, кому нужен современный офис на хороших условиях.
«СП»: Какие рекомендации вы как владельцы и руководители бизнес-структур могли бы адресовать другим предпринимателям и местным властям?
В.П.: Я считаю, что сельскохозяйственным предприятиям просто необходимо перейти от спонтанного ведения бизнеса к плановому. Серьезно проработать взаимоотношения с покупателями сельскохозяйственной продукции. Провести анализ рынка района и области. Кстати, многие вещи, например, касающиеся заказа на серьезное маркетинговое исследование, можно делать, объединяя ресурсы нескольких хозяйств и пользуясь нашими консультациями, а также возможностями ДМТПП.
В.М.: Сейчас для меня очевидно следующее. Первое: надо стимулировать конечный спрос - строительство муниципального жилья, дорог, расширять телефонизацию. Это активизирует многие отрасли. Во-вторых, система, при которой создано много ветвей власти, не приносящих конкретной пользы, не работает. У нас, конечно, очень хороший глава района, но получается, что все завязано на одного человека. И пока он не придет и не «стукнет кулаком по столу», ничего с места не двигается. Третье: ДМТПП нужно бросить все второстепенные дела и срочно создать единое информационное пространство для предпринимателей. И четвертое: компании, которые считают наш район привлекательным для ведения бизнеса и которым местная власть обеспечивает преференции, должны быть связаны соответствующими договорными обязательствами по приобретению товаров и услуг, необходимых им для производства работ в Дмитровском районе, у местных производителей, а также в части использования наших трудовых ресурсов. Разве это не будет справедливым решением?
«СП»: Как говорится, вопрос – ребром. И, надеюсь, мы вскоре получим на него ответ. А вот по вопросу создания Центра субконтрактации мы уже готовы предоставить информацию.
Вот что нам сообщил зам. генерального директора ДМТПП Иван Евгеньевич Белянин:
- Проблема в том, что предприниматели не привыкли ежедневно пользоваться Интернетом. Сегодня на сайте ДМТПП есть информационный бизнес-портал, а в нем раздел «Виртуальные выставки», где есть сведения о предприятиях района. К сожалению, далеко не все предприниматели считают нужным предоставлять информацию о собственном бизнесе, что не позволяет сформировать полноценную информационную базу. Кроме того, в марте мы заканчиваем работу по информированию предприятий о государственных торгах, в апреле запланирована PR-кампания по информационному продвижению биржи подрядов, в мае – биржи б/у оборудования. При этом необходимо понимать, что Палата не в состоянии что-то продавать – это должны делать сами предприятия. Мы создаем инструмент сотрудничества. А уж воспользоваться им или нет – дело каждого предпринимателя.
Хочу также сообщить, что редакция газеты «Север Подмосковья» в рамках реализации проекта «Отдел продаж» приступила к анкетированию предприятий на предмет их потребности как в реализации собственных товаров и услуг, так и в приобретении товаров и услуг дмитровских предприятий. Хотел бы просить руководителей внимательно отнестись к работе наших журналистов.
Еще один ответ, который мы склонны рассматривать как предварительный, мы получили от руководителя службы «одного окна» ДМТПП Данилы Печкурова. Он касается оформления земельных участков для фермерских (крестьянских) хозяйств.
Д.П.: Мы готовы принять заказы на оформление земельных участков размером до 1 га. Процедура их оформления проходит внутри района. Участки большего размера оформляются на уровне областных структур. Кроме того, далеко не все фермерские хозяйства являются действующими. Оформление в собственность земель для псевдо-фермерских хозяйств повлечет банальную перепродажу этих земель. Но раз возникла необходимость, мы можем взять этот вопрос на проработку.
По остальным вопросам «СП» предприняты следующие действия.
По поводу схемы налоговых взаимозачетов внутри района редакция газеты «Север Подмосковья» просит дать официальное разъяснение о возможности и целесообразности использования такой схемы Дмитровское финансовое Управление Минфина М.О. и инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Дмитрову М.О.
По поводу более рациональной, с точки зрения участников встречи, схемы взаимодействия с крупными инвесторами редакция газеты «Север Подмосковья» просит высказаться руководителей соответствующих служб администрации района. Читателям «СП» полезно знать, на основе каких правовых норм целесообразно в дальнейшем формировать инвестиционные контракты с предприятиями-инвесторами, в том числе с сетевыми строительными компаниями, и можно ли обязать эти компании для производства работ на территории Дмитровского района пользоваться определенными объемами товаров, услуг и других ресурсов местных производителей.
Проблема серьезная, тем более в нынешней экономической ситуации, так что не будем торопиться с ответом.
Итак, наш «второй антикризисный фронт», как сформулировал задачи президент ТПП РФ Е.М. Примаков, выступая на расширенном заседании президиума правления, будем считать открытым. Ждем ваших идей и решений.
Ведущая рубрики
Татьяна ЧАЙКОВСКАЯ