"СП"

СОВМЕЩЕНИЕ НЕСОВМЕСТИМОГО

Может ли патриотизм бытьнерентабельным?

СОВМЕЩЕНИЕ НЕСОВМЕСТИМОГО

Может ли патриотизм быть нерентабельным?

Сегодня одним из главных направлений деятельности бизнеса, который является основой стабильного существования, становится его внутренняя ориентированность – российским предприятиям даются преференции в госзаказах, правительство ведет пропаганду отечественных производителей, давая им возможность активно работать и развиваться в столь сложное время. В районном масштабе также принято решение максимально сосредоточить весь бизнес внутри района: отдавать местным предприятиям-производителям и поставщикам услуг приоритетное право в муниципальных тендерах, а всем организациям, участвующим в рыночных отношениях, рекомендовано пользоваться ресурсами наших компаний. В частности, антикризисная комиссия района активно работает над тем, чтобы в торговых предприятиях Дмитрова местная продукция достигла 70% от общего числа производимых товаров. Но достичь такого результата даже в сфере торговли достаточно сложно: не все руководители розничных магазинов готовы лишь из патриотических убеждений перестраивать свою мерчендайзинговую политику и реализовывать местный продукт, а производителям, в свою очередь, не хватает возможностей, а в некоторых случаях и просто инициативы, чтобы должным образом зарекомендовать себя.
В первые месяцы года отделом по потребительскому рынку и услугам населению администрации района был проведен мониторинг магазинов различной сферы. Цель - выяснить, в каких из них продается и пропагандируется продукция дмитровских производителей, а в каких нет. И почему. Что касается товаров, то выявилась следующая картина. Молочный ассортимент продуктов недостаточно широк, но, тем не менее, представлен в магазинах района и в торговых сетях. Легко можно было найти на прилавках овощи от наших крупных производителей, но вот продукция более мелких, фермерских хозяйств практически отсутствует. А выращенную на дмитровской земле морковь повсеместно заменил заграничный аналог. Производители рыбы также не сказать чтобы активно участвуют в завоевании местных торговых площадей.
В целом, продовольственные товары, производимые в районе, лишь на 40-50% представлены в магазинах города. В чем причина такого неактивного взаимного сотрудничества, мы попытались выяснить вместе с районными производителями и реализаторами, участниками круглого стола, прошедшего в ДМТПП в рамках выставки «Покупайте продукцию дмитровских производителей».
Преимущества реализации товаров с дмитровской маркой для многих очевидны: минимальные расходы на доставку и наисвежайшее качество, которое позволяет быстро продать товар, получить прибыль и закупить новый, как говорится, не отходя от кассы. Тем не менее, районные товаропроизводители по-прежнему не востребованы на все 100%.
Одним из камней преткновения становятся сегодня сетевые магазины, которые практически не реализуют товар, выпущенной под дмитровской маркой. К примеру, хлебопродукции яхромского комбината нет ни в одном крупном сетевом магазине. На сегодняшний день получено соглашение лишь от руководства сети гипермаркета «Карусель» на реализацию нашего хлеба. Естественно, когда ритейлеры имеют возможность закупать батон по 7 руб. 90 копеек, а ОАО «Яхрома-хлеб» не может опустить цену ниже 13 рублей, сетям, где, помимо прочего, решение об ассортиментном наборе принимается в далеких московских офисах, невыгодно работать с нашими поставщиками. С другой стороны, за это решение должен быть ответственен в первую очередь потребитель, который имеет право на альтернативный, пусть более дорогой продукт.
А пресловутые бонусы для мелких товаропроизводителей, о которых говорил Президент России Д.А. Медведев, посещая наш район, остаются закрытым шлагбаумом для доступа к данному рынку сбыта. Да и более крупным предприятиям тягаться с ними не менее накладно. «Мы сделали все возможное, чтобы внедрить свою продукцию в одну из сетей, - говорят дмитровские производители рыбной продукции, - обеспечили товаром, определились по платежам, отсрочкам, но… Буквально через полгода появились другие поставщики, и мы оказались за бортом. Сегодня идут новые переговоры о восстановлении отношений, но снова поднимается вопрос о бонусах, которые мы вынуждены будем платить во второй раз».
Но даже если сетевики изъявят желание работать с местными производителями, им придется везти свою продукцию в Москву, на центральный склад, и лишь оттуда она будет транспортирована в Дмитров. Все это не только приведет к дополнительным издержкам, которые лягут на плечи товаропроизводителей, но и неблагоприятно повлияет на качество продукции, сократив сроки ее реализации. Поэтому многие уже давно для себя решили не «бодаться» с крупными корпорациями, до тех пор, пока в этом направлений не будут приняты правительственные инициативы.
Да и сетевые магазины - не панацея для производителей, которые сегодня вынуждены максимально активизировать свои ресурсы и увеличивать сеть сбыта, дабы сохранить производство, кадры, а в целом - стабильное существование. Кроме крупных ритейлеров, достаточно магазинов и другого уровня, которые также скептически относятся к более дорогому аналогичному товару. «Понятно, что мы не имеем права требовать от руководителей торговых предприятий брать нашу продукцию, но покупатель имеет право выбора. Это аксиома торговли, - вторят производители. - А многие магазины даже не дают возможности устраивать на их территориях дегустации».
Еще одним камнем преткновения в нежелании руководителей торговых организаций допускать на свои прилавки местных производителей становятся, как это ни парадоксально звучит, их личные пристрастия, тесные дружеско-партнерские отношения с одним поставщиком. И все это опять же не дает покупателю возможность оценить весь ассортимент продукции, произведенной в районе.
Не готовы торговые организации брать товар и из-за налоговых нестыковок, когда так называемые «бесплатные НДС» производителей они вынуждены покрывать за счет собственных средств. Руководители торговых предприятий также констатируют: в плане закупки товара выгоднее приехать на одну продовольственную базу, закупить весь ассортимент продукции и разложить по полочкам. Налаживать целую систему логистики для малого бизнеса невыгодно, в таком случае только производитель может переломить эту ситуацию и активно внедрять и разрабатывать свою систему сбыта и распространения.
Давно идут разговоры и о создании в нашем районе малой оптовой базы дмитровских производителей. Реализация этой идеи стала бы отличным подспорьем для обеих сторон товароотношений. Но для того, чтобы достичь 70-процентного, а то и большего внедрения местной продукции в магазины и донесения ее до потребителя, районными властями разрабатываются и более конкретные шаги. Сейчас на уровне администрации Дмитровского муниципального района принято постановление, которым рекомендовано предприятиям торговли производить продажу товаров местного производства и максимально увеличивать ее объемы. Производителям, в свою очередь, было предложено рассмотреть льготные условия договоров поставки продукции с возможностью отсрочек либо рассрочек долговых платежей, а также внедрить поставку мелких партий (подсобные помещения многих магазинов достаточно малы для размещения крупнооптовых заказов). Помимо этого, по инициативе администрации района каждую субботу и воскресенье будет работать «Ярмарка выходного дня» по продаже местной продукции: в Дмитрове в трех местах (на Торговой площади, в мкр. Космонавтов и Махалина), в Яхроме, Деденеве и Икше. В ней смогут принять участие любые товаропроизводители Дмитровского района. Всем им также предложено открыть фирменные магазины по продаже своей продукции. Кстати, уже сегодня подобную идею воплощает ЗАО «Куликово».
Позволят ли эти меры поддержать местных товаропроизводителей, покажет время. А пока им необходимо самостоятельно активно предлагать и пропагандировать свой товар непосредственно потребителю, зарабатывать авторитет и постоянно напоминать торговым предприятиям о своих потенциалах. Чтобы продукт, выпущенный под дмитровской маркой, был не только уникальным, но рентабельным и максимально востребованным в родном крае.

«Работать с местными производителями – это честный подход к бизнесу», - считает Эльшад Яхья оглы Агаев, руководитель сети магазинов «Продукты 24 часа». Однако его мнение многие реализаторы не разделяют: «Главное в любом бизнесе - экономическая составляющая»

ПРОШЛИСЬ ПО МАГАЗИНАМ И СОТРУДНИКИ НАШЕЙ ГАЗЕТЫ.
И ВОТ ЧТО ВЫЯСНИЛИ

ДМИТРОВ

Магазин «Буратино», ИП Г.Н. Домашнева.
Наличествует лишь молочная продукция местного производства. Хлебобулочных и колбасных изделий нет – хочется думать, что ввиду ограниченности помещений.
ООО «Бакалейный склад».
Местной продукции нет, хотя ассортимент на прилавке говорит о том, что она могла бы стать альтернативной.
ООО « Рамос».
Раньше был весь ассортимент колбасных изделий местного производства. Теперь заменили на «дымовские». Берут плохо – слишком дорогой товар. В хорошее качество дешевого не верят. А зря! (Есть тема для разговора).
ООО «ТФ» ПППП-2».
Хлебобулочные изделия – 99% из Сергиева Посада. Местных – 0%. Колбасные изделия – 0%. Творожные продукты – 90% местного производства.
ИП Е.А. Данилова, ТЦ «Исток».
Дмитровский молочный завод представлен в среднем одним наименованием из пяти аналогичных, но хлеб стопроцентно яхромский.

РОГАЧЕВО

Потребительское общество «Покровское», Дмитровское райпо.
Ассортимент хлебобулочных изделий – шесть поставщиков:
Дубна. Круглый черный и батон по 16 руб. - 2 лотка в день.
Конаково. Серый (такой больше никто не печет) - 2-3 лотка. Отсюда же лаваш, медовая коврижка, рулет. Клин. Батон чайный с изюмом - 17 руб. Качество неважное, но приходится заказывать из-за любителей изюма. (Качество сервиса или экономическая обоснованность? Тоже тема!)
Яхрома - 90% ассортимента. Батон нарезной -15руб. 10 коп. В день продается 16 лотков, летом доходит до 30-ти. Сладкие булочки «Каприз» с лимоном качеством не блещут, но продают для поддержки «своих». (Вот вам и патриотизм!) Подольск. Исключительно летние поставки армянского лаваша- нигде такого (пластинами) не пекут.
Тверь. Пироги купеческие 8-10-ти видов, ЗАО «Хлеб».
Молочные изделия. Творожный продукт – весь дмитровский ассортимент, 200 кг в неделю. Молоко 3,2% жирности, в мягкой упаковке - 26 руб. Масло, сметана, сгущенное молоко – тоже местное. Выгодное сотрудничество: по истечении срока годности товар принимается заводом назад. Топленое масло – импорт. О том, что в п. Ермолино в ООО «МолЭкоПродукт» производят экологически чистое и стопроцентно натуральное топленое масло, не знают. (Есть резерв?)Овощи. Все от агрохолдинга «Дмитровские овощи», кроме чеснока. Свежую зелень не заказывают, т.к. поставляют частники, причем сомнительного качества. О том, что в синьковских теплицах уже тоннами отгружают зеленый лук отменного качества, увы, не знают. Синьковские огурцы в 2008 г. тоже не брали. Почему? Ведь на местном и дмитровском рынках ими торгуют перекупщики.
Колбасы и мясные деликатесы. Клинские, Останкинские, Ногинские. Но, господа, клинская вареная колбаса "Докторская" по 327 рублей за килограмм в деревенском магазине – это уж чересчур! Зато все рыбные деликатесы - с нашего Промкомбината.

* * *

Наш доморощенный мониторинг – это как первое приближение к теме: не претендует на анализ, но дает пищу для размышлений – на тему пищи. Как бы нам всем вместе ее продолжить – чтобы помочь друг другу?
«Хочешь жить – умей вертеться!» - говорили в спекулятивные 80-е годы. А мы добавим от себя еще более давний призыв – четверостишие замечательного шотландского поэта Роберта Бернса.

У которых есть, что есть, — те подчас не могут есть,
А другие могут есть, да сидят без хлеба.
А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть, —
Значит, нам благодарить остается небо!

Материалы подготовили
Надежда СУВОРОВА
и Ольга СНЕЖИНА

Дмитров в соцсетях