"СП"

ТОТ САМЫЙ АЛЬКОХЛЬ

ТОТ САМЫЙ АЛЬКОХЛЬ

ЗЕЛЕНЫЙ ЗМИЙ «ЮЖНЫЙ» И «СЕВЕРНЫЙ»

За 4000 лет до Рождества Христова человечеству уже было известно вино. Менялись эпохи, исчезали и образовывались государства. Менялось и отношение людей к вину и алкоголю вообще. Но виноделие, а впоследствии и винокурение, дистилляция двигались вперед в полном согласии с жизненными процессами, динамично развиваясь вместе с человечеством. СССР являлся одной из мировых держав с развитым виноградарством и виноделием. Он прочно занимал четвертое место в мире, уступая по площадям виноградников и производству вина лишь Италии, Франции и Испании. Сегодня Россия с трудом входит в двадцатку. В данной связи нелишне упомянуть непродуманные горбачевские реформы. Помимо развала ряда важнейших отраслей народного хозяйства, они способствовали превращению России из страны вино-водочной в страну водочную, употребляющую, в основном, крепкий алкоголь. В странах, где характерен так называемый «южный» стиль потребления алкоголя – в виде натуральных вин и пива, алкоголизм не является острой медицинской или социальной проблемой. В России же стиль потребления «северный», и здесь сложилась тяжелая алкогольная ситуация, характеризующаяся распространением среди населения пьянства, высоким уровнем обусловленных алкоголизмом заболеваемости и смертности. ЧТО НИ ДЕНЬ -100 ГРАММ! А ТО И 150... Алкогольная продукция входит в перечень подакцизных товаров. Ставки акцизов неуклонно растут. Власти обосновывают это, с одной стороны, совершенствованием системы сборов, увеличением доходов в бюджет, с другой – курсом на оздоровление нации. Однако необоснованно завышенные ставки по акцизам могут привести к неоднозначным последствиям. Алкогольный рынок ярко отражает социальную ситуацию в России и ее изменения. При всем понимании того факта, что в обозримом будущем пить в нашей стране не перестанут, попытаемся вникнуть в ситуацию. Около 30 млн. граждан России имеют доходы ниже 5000 рублей в месяц, а не менее 55 млн. – ниже 7000 руб. в месяц. И малоимущее население не может перейти на легальную водку (т.е. покупать ее по 100 рублей и более) не в силу пристрастий или собственного статуса, а из-за ценового ограничения и завышенных запросов в плане количества. Большинство российских потребителей пьют вполне умеренно. Алкоголиков и пьяниц в стране – не более 30% потребителей, но отдуваться за их излишества приходится всем. Поскольку именно они создают пресловутые 13 литров чистого спирта на душу населения, выпивая, в среднем, по 40 литров абсолютного алкоголя в год. Не могут эти миллионы людей, наших с вами сограждан, в одночасье начать пить в три раза меньше. Да и пьют они, по сути, не от хорошей, как говорится, жизни.

АЛКОГОЛИК ВЫГОДЕН ГОСУДАРСТВУ?

Снизить потребление крепкого алкоголя в состоянии только огромная, кропотливая, долгосрочная работа на перспективу, включающая не только запретительные меры, но и пропаганду здорового образа жизни и многие другие, не менее важные меры, в частности, развитие российского виноделия. Заинтересовано ли в этом государство - да и кто-либо вообще? Подумаешь, пьют где-то 25-30 миллионов, не Бог весть что, ну и ладно. Возможно, предполагалось, что на волне повышения цен на энергоресурсы, роста экономики часть маргиналов поднимется до уровня «нормального» потребителя, а часть просто исчезнет. Но данный сегмент населения оказался неистребим. Об этом свидетельствуют значительные объемы нелегального рынка алкоголя. Причем наблюдается его дальнейший рост и уменьшение рынка легального. За 2009 год произошел спад производства легальной водки на 20% при росте производства нелегальной более чем на 25%. О необходимости производства и продажи хотя бы одного-двух видов дешевой водки говорилось уже не раз. Но антиалкогольщики и псевдоборцы за трезвость неустанно твердят о высокой смертности от «паленой» водки и суррогатов, предлагают взвинчивать цену все выше и выше, пытаясь подобным абсурдным способом бороться со смертностью в результате алкогольного отравления.

ЗАКОН СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ

Но принципы рыночной экономики не обойдешь. Поскольку в обществе существует спрос на дешевую водку, то есть и предложение. Поэтому и смертность высокая среди определенной части населения, что легальная водка для них недоступна и они вынуждены пить суррогаты. Взаимосвязь очевидна: чем выше цена крепкого алкоголя, тем больше будет расти потребление нелегальной дешевой продукции. Налицо картина острого алкогольного… социального неравенства. Продажа консервов, колбасных изделий и прочих товаров для бедных государством негласно предусмотрена, а водки в этом перечне нет. Серьезной головной болью для производителей остается ЕГАИС – единая государственная автоматизированная информационная система. По мнению аналитиков отрасли, она бесполезна именно как система контроля и технически нереализуема. Обороту нелегальной алкогольной продукции ЕГАИС не помеха. Но видимость госконтроля за рынком оплачивать приходится легальным производителям. Несмотря на уже потраченные отраслью 300 млн. долларов, идет постоянный денежный поток на поддержку и «совершенствование» этой несовершенной системы. Только на 2009 год выделено 400 млн. рублей. Не намного лучше ситуация и с качеством продаваемой в торговой сети сертифицированной вино-водочной и коньячной продукции. Часто, покупая бутылку вина или коньяка отечественного или импортного производства, потребитель сталкивается с продукцией низкого качества или откровенным фальсификатом. На удивление, растет импорт плодового вина в Россию. Своих яблок, видимо, мало - хочется китайских или еще каких.

ГДЕ ЖЕ ТЫ, РосПотребКАЧЕСТВО?

Несмотря на нехватку сырья для виноделия (сегодня даже столовый виноград – на 90% импортный), ряд производителей наращивает объемы производства и выпускает вполне приличные вина. Наряду с исполнительной властью, обеспечивать контроль качества алкогольной продукции обязаны Центр гигиены и эпидемиологии совместно с Роспотребнадзором. В соответствии с требованиями, после испытания образцов продукции эти структуры выдают заводу-изготовителю заключение на право производить алкогольную продукцию. Действует такое заключение в течение пяти лет. Так же раз в год на каждый вид алкогольной продукции сертификат соответствия выдает территориальный орган – центр стандартизации, периодически контролирующий качество производимой продукции непосредственно на заводе-изготовителе. Тем не менее, данные меры не в силах противодействовать росту оборота нелегального рынка, реализации в торговой сети продукции низкого качества или фальсификата.

Эдуард ХАЧУМОВ 

Дмитров в соцсетях