Глобальных событий по большому счету в прошлом году всего два: коренной перелом государственной политики в отношении МСБ и наступивший кризис. В остальном все происходило практически так же, как и в предыдущие годы. В общем, если оценивать с позиций, что удалось сделать и чего удалось избежать, то счет этого матча будет напоминать результат игры какой-нибудь средненькой команды отечественной футбольной премьер-лиги с равным по классу и силе соперником - 0:0. В очередной раз ситуацию с малым и средним бизнесом не удалось кардинально улучшить. Все те болячки, которые сопровождали жизнь и деятельность предпринимателей, остались в реальности: и административные барьеры, носящие характер чиновничьего произвола, и недостаток производственных помещений, и дефицит квалифицированного персонала, и набившая уже оскомину низкая доступность финансовых ресурсов. По каким-то параметрам ситуация стала лучше, но это улучшение было компенсировано ухудшением по другим показателям.
Частично бремя вины за уменьшение доступности финансовой подпитки можно возложить, конечно же, на кризис. Если в первой половине года, к примеру, успешно работающему предпринимателю можно было получить кредит на год, а то и на два под 14-17% годовых, то начиная с сентября о кредите на таких условиях даже мечтать стало вредно для собственного психического здоровья. 20-22% сейчас воспринимаются чуть ли не как манна небесная, да вот только найти практически любой кредит сейчас становится труднее с каждым днем.
Во втором и третьем кварталах практически по всей России мелких предпринимателей местные муниципальные власти зажали в очередные административные тиски. Остро встал вопрос помещений. Сотни и тысячи магазинчиков, парикмахерских, мастерских и прочих организаций усилиями местных чиновников были поставлены перед необходимостью либо прекращать свою деятельность, либо выкупать помещения по неподъемной для них стоимости. Особенно масштабные размеры произвол приобрел скорее не в мегаполисах и крупных городах с миллионным населением, а в небольших городках и поселениях, где руководители муниципалитетов - последняя инстанция. Слава богу, этот произвол после гневного окрика из федерального центра вроде бы удалось остановить.
Примерно весной тема необходимости снятия излишних административных барьеров получила вторую жизнь в выступлениях первых лиц государства. Сначала ее озвучил уходящий с поста президента нынешний премьер-министр Владимир Путин. Потом эстафету подхватил вступивший в должность Президента РФ Дмитрий Медведев. О послаблениях, а вернее о необходимости прекратить «кошмарить» предпринимателей, представители властей говорили и раньше. И выступления эти звучали так часто и на столь разных уровнях (от областных совещаний до заседаний Госсовета), что уже превратились в какое-то подобие шаманских заклинаний. Но на этот раз только разговорами дело не ограничилось. Президент направил в парламент целый пакет законопроектов, которые должны ограничить произвол власти на местах.
Но, как это часто получается, и в самом благом деле в нашей стране не обходится без подводных камней. Предприниматели, которые решили, что они наконец-то перестают быть в родном Отечестве изгоями, попытались внести поправки, руководствуясь тем духом, который звучал в текстах выступлений президентов. Но ни одно более-менее серьезное и значимое предложение экспертов бизнес-сообщества депутатами Госдумы принято не было. Их даже не ставили на голосование. И потому вряд ли с принятием новых законов и вступлением их в силу бизнесу стоит ожидать существенного улучшения условий жизни и работы.
Так, в частности, господа депутаты отказались конкретизи¬ровать сроки проведения проверок компаний малого бизнеса. И хотя общий срок обозначен и ограничен пятьюдесятью часами для малых предприятий и пятнадцатью для микропредприятий, более чем вероятно, что чиновники будут считать этот лимит не общим для всех проверок, а ограничением для каждого из государственных контрольно-регулирующих ведомств.
Не стоит ожидать ничего хорошего и от введения нормы о муниципальном контроле за предпринимательской деятель¬ностью. По сути, это означает, что к и без того огромной армии проверяющих теперь добавятся чиновники из муниципалитетов. Которые тоже захотят «вкусненького». Вот и получается, что президенты замысливали одно, а чиновники и парламентарии на выходе выдают чуть ли не нечто противоположное.
Так что, похоже, в какой-то степени стоит даже радоваться тому, что государственная власть не выдвинула более радикальных инициатив по освобождению малого бизнеса. Нетрудно себе представить, что извращение первоначального смысла было бы в этом случае еще более значительным.
Да, собственно, ситуация остается вполне типичной. Сколь¬ко за последние 18 лет ни слышалось обещаний, в реальности малый бизнес всегда сам прокладывал себе дорогу. Не благодаря усилиям администрации, а скорее - вопреки. Отдельные региональные исключения, где власть, как, к примеру, в Москве или еще паре-тройке регионов, действительно старается не просто уделять время и внимание, а пытается создавать условия, в масштабах всей России не в счет. Наш малый бизнес давно привык рассчитывать только на себя, потому и стал таким живучим и непотопляемым.
В наступившем году регионы, однако, смогут облегчить жизнь ма¬лым и средним предпринимателям, поскольку им даровано право устанавливать налоговые льготы в той части, что относится к их компетенции. Но вот с тем, насколько региональные власти готовы снижать налогооблагаемую базу в условиях, когда большинство региональных бюджетов станут дефицитными, сейчас, наверное, не сможет определиться ни один губернатор или мэр.
Александр ГРИШИН, «МК»