ЭХ, ДОРОГИ!..
ЭХ, ДОРОГИ!..
Беду, которую у нас издавна считают «первой», пожалуй, можно будет побороть только всем миром. Но для этого потребуется государственная программа, средства всех уровней власти и резкий поворот в сознании каждого человека.
Вопрос состояния и содержания дорожной сети в стране не то что созрел – давно перезрел. Бездорожье тормозит развитие экономики, сдерживает рост качества жизни населения. И если в центре страны, в частности, в Московской области, все-таки строят новые дороги, приводят в нормальное состояние старые, проложенные еще в середине прошлого века магистрали, то на периферии, в глубинных районах, ситуация крайне тяжелая.
Впрочем, везде, вне зависимости от географического положения территорий, на состояние дорог оказывают влияние разные факторы. В центре сказывается существенная прибавка общественного и личного транспорта – до 300 тысяч машин в год. Например, в прошлом году в Дмитровском районе число автомобилей, находящихся в личном пользовании, превысило 50 тысяч единиц. А это означает дополнительную нагрузку на дороги и местный бюджет.
Не менее существенную роль играет и рост транспортных потоков, следующих через Дмитров в Москву. Несколько лет назад после капитального ремонта и расширения дорожного полотна Дмитровского шоссе автомобильный поток грозил парализовать центр города. Ведь долгие годы магистраль федерального значения проходила по улице Профессиональной и Советской площади. Только строительство моста через канал у деревни Татищево и объездного пути вдоль железнодорожного полотна помогли частично отрегулировать движение автотранспорта в центре Дмитрова. Однако сегодня эти альтернативные маршруты и дорожные развязки функционируют на грани своих возможностей. В выходные и праздничные дни в Дмитров приезжают тысячи людей, большинство на своем транспорте. На содержание и ремонт районных дорог и городских улиц ежегодно расходуются миллионы рублей, но ситуация улучшается очень медленно. По сути дела, нужен комплексный подход к решению этой актуальной проблемы.
По признанию губернатора Московской области Б.В. Громова, аналогичные дорожные проблемы накопились во многих городах и районах. Лишь в нескольких местах Подмосковья он отметил хорошее состояние автомобильных дорог, в частности, в Ступинском, Ногинском, Подольском и Талдомском районах.
Несколько лет назад Московская областная дума утвердила стратегию социально-экономического развития столичной области. Ее основу составляют одиннадцать целевых программ. Причем одной из самых важных считается программа «Дороги Подмосковья». В этом году на реализацию программ в областном бюджете заложено 24 млрд. рублей. Еще один миллиард составляют кредиты банков под государственные гарантии областного правительства. Следует отметить, что 80% запланированных средств будет направлено на финансирование программы «Дороги Подмосковья».
В сельской местности насчитывается более 3 тысяч километров дорог общего пользования. Из них грунтовых – свыше 800 километров. Программа «Дороги Подмосковья» охватывает более 850 населенных пунктов и распространяется на 1700 километров дорог. В этом году в рамках областного проекта бюджету Дмитровского муниципального района выделяется 20 млн. рублей.
В Дмитрове тоже действует программа по ремонту муниципальных дорог. В этом году общая стоимость работ превышает 50 млн. рублей. Районный отдел по дорожно-транспортному хозяйству (руководитель В.П. Котляр) строит тактику дорожно-ремонтных работ на основании графика, согласованного с заместителем главы района по коммунальным вопросам О.В. Крыловым.
Наибольшая сумма финансовых средств будет направлена в городское поселение Дмитров. Здесь в этом году запланирован обширный объем работ. В летний период будет отремонтирован Внуковский проезд, реконструирована дорога к реабилитационному центру «Остров Надежды», восстановлена дорога в д. Степаново, укреплены пешеходные мосты в Шпилеве, на улицах Песчаной и Правобережной. Муниципальному предприятию «Дмитровское благоустройство» будет выделено более 17 млн. рублей на содержание общих дорог. Еще 3 млн. рублей запланировано на ремонт внутриквартальных дорог.
Городское поселение Яхрома может рассчитывать на 8 млн. рублей, в том числе: 5 млн. рублей – на ремонт дороги на ул. Ленина с обустройством тротуара и 3 млн. – на ремонт внутриквартальных.
Аналогичная сумма выделяется городскому поселению Некрасовский. Ко дню поселка, который традиционно проводится в конце лета, здесь будут отремонтированы дороги в мкр. Строителей, на улицах Свободы и Слободка. В этом же году подлежат ремонту дорога и тротуар на улице Почтовой в Деденеве, дороги в Дядькове, Мельчевке и Дубровках.
В последние годы большую работу по обустройству населенных пунктов, ремонту муниципальных и внутриквартальных дорог и тротуаров выполняет ООО «Дорсервис-Д» (руководитель П.Г. Аршакян). Благоустройство мкр. Махалина, парка «Березовая роща», спортивной зоны в районе Ледового дворца и Центра фигурного катания и кёрлинга, ремонт дорог в поселках Трудовая и Останкино – вот далеко не полный перечень работ, которые выполнены этой специализированной организацией за пять минувших лет.
Территориально предприятие «Дорсервис-Д» располагается в Синькове. В течение короткого времени по согласованию с администрациями сельских поселений его специалисты помогли обустроить улицы и дворы в Гришине, Куликове и Горшкове.
К сожалению, в Дмитровском районе десятки маленьких деревень не имеют надежной транспортной связи с районным центром. Нетрудно понять, какие неудобства испытывают сельские жители. Особенно в экстренных случаях, когда из-за бездорожья не могут своевременно придти на помощь людям скорая помощь и пожарные машины.
Вопрос имеет огромное социальное значение. Вот почему в ближайшие пять-шесть лет планируется привести в нормальное состояние многие сельские дороги. В прошлом году правительство Московской области приняло дополнительную программу по строительству дорожных подъездов к сельским населенным пунктам. Программа согласована с главами всех районов, она будет финансироваться как из областного бюджета, так и из местных бюджетов.
Виктор ТЫРТОВ, экономический обозреватель