"СП"

НАЛОГОВЫЕ НОВШЕСТВА

НАЛОГОВАЯ КАКОФОНИЯ

Нововведения и ограничения

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТМЕНИЛО ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
1 октября 2008 г. на заседании Правительства Российской Федерации было принято решение провести масштабную реформу единого социального налога (ЕСН).
Согласно ей с 2010 г. единый социальный налог (ЕСН) будет переименован в страховые взносы, регрессивная шкала его ликвидирована, а базовая ставка увеличится с 26% до 34%. Ставка пенсионного взноса вырастет с 20% до 26%, отчисления в фонд медстраха – с 3,1% до 5,1%, отчисления в фонд соцстраха останутся на прежнем уровне – 2,9%. Базовая и страховая части пенсии будут объединены, и вся сумма, минуя бюджет, отправится в Пенсионный фонд.
От регрессивной шкалы в новой системе осталась только одна цифра – 415000 руб. Эта та же минимальная сумма, что и сейчас (280000 руб.), только переведенная в условия 2010 г. Теперь сумма будет индексироваться ежегодно по мере роста зарплат. Сверх индексированной суммы страховые взносы уплачивать не придется, но и пенсионные права зарабатывающих больше на эти деньги формироваться не будут. Это сделано для того, чтобы люди с небольшими и средними доходами не получали будущие пенсии тех, кто получает большой заработок.
Что касается предприятий, которые сейчас имеют льготы по ЕСН, то для них рост издержек будет компенсироваться из федерального бюджета. Это касается предприятий малого бизнеса, которые работают в высокотехнологичных секторах, а также сельхозпроизводителей.
С реформой пенсионной системы медлить было уже нельзя. К 2050 г. зависимость фонда от федерального бюджета составила бы 86%; сейчас около половины доходов фонда идет из федерального бюджета. Благодаря принятым мерам Пенсионный фонд практически выйдет на самообеспечение, останется небольшой дефицит, около 184 млрд. руб.
Но в целом предложенный Минздравсоцразвития России вариант приводит к чрезмерному увеличению налоговой нагрузки, что способно повлечь достаточно болезненные для экономики страны последствия.
Для большинства предприятий нагрузка ляжет на фонд оплаты труда, что может вызвать снижение официального уровня занятости. Если издержки соблюдения законодательства превышают издержки уклонения от обложения, создаются стимулы к разрыву легальных трудовых отношений с низкооплачиваемыми работниками. В результате часть занятых в экономике перейдет в теневой сектор. Кроме того, если ставка взносов превышает 31,5%, предприятию будет выгоднее оплачивать труд работников из чистой прибыли. Вследствие этого многие предприятия могут вернуться к практике выплаты заработной платы «в конвертах». Рост налоговой нагрузки на фонд оплаты труда при одновременном ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры способен привести к снижению уровня занятости (как официального, так и неофициального) и к замедлению темпов экономического роста.
Во-вторых, в настоящее время все правила и процедуры налогового администрирования регулируются первой частью Налогового кодекса. При отмене ЕСН и переходе на взимание социальных взносов возникает проблема определения того, как будут регулироваться эти взносы. Если они будут носить страховой характер, то должны быть определены все существенные элементы страхования – страховщик, страхователь, застрахованный, страховая сумма и т.д. Это потребует радикального реформирования системы медицинского и социального страхования.
ЕСН платит работодатель, но бизнес от повышения ставки не пострадает, уверил премьер-министр В.В. Путин. Правительство компенсирует потери, для этого будут задействованы средства Фонда национального благосостояния. Но, как считают многие эксперты, если финансировать поток за счет запасов, то Фонд национального благосостояния быстро исчерпается, тем более что пополняемость Фонда напрямую зависит от мировой цены на нефть, а она падает.
Предполагается еще один вариант компенсации данной нагрузки - снижением других налогов. Конкретно уже до 1 декабря в Правительство будет внесен пакет мер, компенсирующих бизнесу повышение взносов на пенсионное, медицинское и социальное страхование. В качестве одного из вариантов компенсации увеличения налоговой нагрузки рассматривается снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Таким образом, отложенное до следующего года решение вопроса об НДС возвращается в повестку дня, но уже под другим предлогом.
Однако, предложенная мера не сможет компенсировать издержки всем работодателям. При материалоемком производстве эта мера будет адекватна, но при трудоемком, где основная доля затрат идет на зарплату, снижение НДС не компенсирует фактического повышения ЕСН.
Еще туманнее перспективы у тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения. Это малый и средний бизнес, сельхозпроизводители. Сейчас они отчисляют всего 14% в Пенсионный фонд, но если с 2010 года им придется платить 26%, издержки возрастут в несколько раз, и чем это можно компенсировать – непонятно. Во всяком случае, не снижением НДС, который они и так не платят.
К какому решению придут высшие органы власти, мы узнаем скоро, но эта радикальная реформа уже вызывает волну недовольства у бизнес-сообшества.

ЕНВД - 2009
22 июля 2008 года Президентом подписан Федеральный закон РФ N155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Среди прочих изменений в законе – вносимые в главу 26.3 «Единый налог на вмененный доход», которые вступят в силу с 1 января 2009 года.
Все изменения, вносимые данным Законом, можно разделить на полезные, приятные и неприятные. Однако обо всем по порядку.

ОБЛАГАЮТСЯ - НЕ ОБЛАГАЮТСЯ…
Из перечня бытовых услуг, при которых применяется ЕНВД, исключены услуги по изготовлению мебели и по строительству индивидуальных домов.
ЕНВД с 1 января 2009 года применяется в отношении оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок). Таким образом, вне зависимости от формулировки договора между собственником стоянки и собственником автомобиля и услуги по хранению автотранспортных средств, и услуги по предоставлению места для стоянки автотранспортного средства будут облагаться ЕНВД.
Существенно и принципиально расширена категория плательщиков ЕНВД при размещении наружной рекламы. С 1 января 2009 года под применение ЕНВД подпадает распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. Такой вид деятельности в соответствии с определением, данным в статье 346.27, с 1 января 2009 года включает в себя предпринимательскую деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемую владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем.

ОГРАНИЧЕНИЯ ЕСТЬ. КРИТЕРИЕВ НЕТ
В тексте главы 26.3 НК РФ впервые появляется отдельная норма (п.2.2 статьи 246.26), устанавливающая общий перечень ограничений на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В соответствии с данной нормой с 1 января 2009 года не имеют права применять ЕНВД 5 категорий налогоплательщиков, в том числе организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
Однако критериев стоимости основных средств и выручки для ЕНВД по-прежнему не установлено.

НА УЧЕТ – СТАНОВИСЬ!
С 1 января 2009 года вводится более удобный для налогоплательщика порядок учета в налоговых органах плательщиков ЕНВД.
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) по трем видам предпринимательской деятельности:
- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
- развозная и разносная розничная торговля;
- размещение рекламы на транспортных средствах.
При осуществлении всех остальных видов деятельности, которые подлежат переводу на ЕНВД, организация или ИП обязаны встать на учет по месту осуществления предпринимательской деятельности.

НЕЭФФЕКТИВНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
С 1 января 2009 года коэффициент-дефлятор К1, как и дефлятор при упрощенной системе налогообложения, будет формироваться путем перемножения коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. В условиях инфляции это, безусловно, означает ежегодный рост налогового бремени.
Кроме того, отменяется корректировка по отработанным дням. С 1 января 2009 года утрачивает силу положение, в соответствии с которым налогоплательщик ЕНВД имеет право в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности использовать корректирующий коэффициент К2 (отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода). В проигрыше останутся те плательщики ЕНВД, которые ведут предпринимательскую деятельность нерегулярно (например, в формате участия в выставках, ярмарках), а также не ведущие деятельность в выходные дни.

ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВВЕРХ…
Комментарий Ольги Алексеевны Данилиной,
директора Дмитровского районного потребительского общества:
- Сегодня мы, являясь предприятием, подпадающим под категорию среднего бизнеса, используем данную систему налогообложения, и для нас она является самой приемлемой. В будущем году, чтобы работать в этом же налоговом режиме, придется дробить предприятие на несколько маленьких. Правительство постоянно говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, был разработан и работает федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». А в конечном итоге преференции даются только маленьким предприятиям, средние как бы остаются не у дел. Маленькое – среднее – большое - по идее, именно так должны расти предприятия. Но когда интересы среднего бизнеса ограничены, для его развития ставятся подобные препоны, приходится возвращаться на нижнюю ступень. Для того чтобы дальше успешно функционировать, мы и должны искать какие-то искусственные пути выхода, такие, как дробление своей организации.

ВСЕ ЗА ПАРТЫ! НАЛОГИ МЕНЬШЕ…
Кадровый вопрос решается налогами: с 1 января 2009 г. нормы Налогового Кодекса Российской Федерации, определяющие порядок налогообложения расходов организаций на обучение работников, будут действовать в новой редакции, позволяющей налогоплательщикам включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, затраты на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика, в том числе при получении ими высшего и среднего специального образования.
Указанная льгота будет действовать не только в отношении расходов на обучение работников, заключивших с налогоплательщиком трудовой договор, но и при оплате расходов на обучение физических лиц, заключивших договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания профессионального обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года.
Кроме того, Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ внесены изменения в главу 24 «Единый социальный налог» НК РФ, в соответствии с которыми суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не облагаются единым социальным налогом.
Помимо налогового стимулирования организаций, оплачивающих профессиональное обучение своих работников, согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 158-ФЗ, от уплаты налога на доходы с 1 января 2009 г. будут освобождены все физические лица с сумм, уплаченных за их обучение по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.

Надежда СУВОРОВА,
экономический обозреватель

Дмитров в соцсетях