"СП"

КИТАЙ - ДМИТРОВ

СОСЕДИ. ПАРТНЕРЫ. ДРУЗЬЯ

Китайский этикет

По соседству с Россией живет и активно развивается многомиллиардная самобытная страна, где обитает очень дружный и удивительно работоспособный народ. Речь идет о великом Китае, когда-то нашим соратнике в борьбе с мировым капитализмом, а сейчас просто соседе. Идеологические пути двух стран в свое время разошлись, а деловые только-только стали возобновляться.
Предприниматели-производственники хорошо знают, что рассматривать Китай только как чудом уцелевший коммунистический островок сегодня нельзя. Третья в мире по занимаемой территории страна сегодня и третья по развитию экономики в мире. Что касается машиностроения, Китай контролирует 12% от всего мирового экспорта в этой области (пять лет назад этот показатель был в 5 раз меньше). Китай потребляет и производит треть мировой стали, алюминия, меди, 20-25% никеля, почти 10% нефти. В республике успешно развивается производство электротехнических товаров, химической продукции, черной и цветной металлургии. Все это заставляет взглянуть на соседа, некогда истребившего воробьев и совершившего культурную революцию, со всей серьезностью. И чем быстрее, тем лучше. США и Япония уже давно проявили интерес к этой стране и теперь числятся у китайцев важными деловыми партнерами. Россия для Китая на девятом месте. И не потому, что мы не столь активны, как американцы, а потому, что китайцы считают, что у нас покупать особенно нечего. Но для экспорта китайские двери открыты. Хотя и с некоторой опаской, но наши восточные соседи сейчас очень рады иностранным инвестициям.
Стоит отметить, что выйти на китайский рынок не так просто. Мы живем по соседству, но совсем не похожи. Чтобы отладить надежные поставки из Китая, нужно знать несколько секретов. Дмитровская торгово-промышленная палата специально для местных предпринимателей, которые планируют наладить деловые контакты с восточным соседом, организовала семинар на тему «Роль Китая в глобальной сети закупок. Организация прямых закупок в Китае». Руководитель консалтинговой компании THE BEIJING AXIS Лилиан Лука, спикер семинара, поделился личным опытом в этой области. Дело в том, что Лилиан знает не только все тонкости в области деловых отношений с Китаем, но и личностные особенности жителей этой страны. Лилиан женат на китаянке и уже много лет проживает и ведет бизнес в Пекине.

Итак, если Вы решили установить деловые отношения с китайской компанией, помните одну очень важную вещь: ваш бизнес окажется под угрозой, если Вам не удастся подружиться с китайскими коллегами. Только доверительное отношение китайцев к Вам может дать гарантии успешного сотрудничества. Если Вы проявите при переговорах нетерпение, повысите голос, попытаетесь надавить на представителя китайской компании, то все старания напрасны: Ваши новые партнеры, даже если подпишут контракт, не будут выполнять свои обязательства, нарушат все сроки, а неустойки, прописанные в документах, платить не будут. Если нет доверия, то не будет и бизнеса – это для китайцев непреложная истина.
Нельзя приходить на переговоры одному или вдвоем, это покажется китайцам несолидным, по их убеждению, крупная компания должна прислать на переговоры много людей, хотя бы 5-7. Обязательно дарите подарки, даже самые незначительные, традиционные: матрешки, ручки, русскую водку. Возможно, что китайские друзья не будут пить наш национальный напиток и не воспользуются подаренной ручкой, но Ваш презент будет воспринят как знак внимания и уважения. А это уже половина пути к успеху. Во время переговоров выражайте всеми доступными способами уважение к культуре китайского народа, хвалите национальную еду, даже если она Вам не понравилась. Хвалить надо и китайского менеджера, с которым Вам приходится работать, причем хвалить обязательно в присутствии его начальника. Это расположит к Вам не только отмеченного менеджера, но и всех присутствующих при этой процедуре. А ругать китайского коллегу надо исключительно наедине, иначе Вас не поймут, вся китайская команда воспримет это как личное оскорбление. Нанимая на работу китайцев, не стоит ждать от них преданности компании и привязанности к коллективу. Ваш новый сотрудник, получив предложение с небольшой прибавкой к жалованию, тут же сбежит, даже не попрощавшись. Создавая бизнес в Китае, имейте в виду, что рассчитывать можно только на производственный процесс. Маркетинг, реклама, продажи и более-менее внятная отчетность неведомы китайцам. Любая деловая встреча для китайцев – это банкет с 30 блюдами и китайской водкой. Вот здесь самая большая опасность для российского человека. Не пытайтесь перепить восточного соседа, это весьма трудно и опасно. Ведь опыт в этом деле у китайцев ничуть не меньше нашего, а водка гораздо злее – 56 градусов.
Китай может не только дать Вам возможность существенно сэкономить на поставках, но и открыть глубину восточной философии. Не сбрасывайте это со счетов, ведь без внутренней работы над своим духом не будет удачи и денег.

Елена РАФИКОВА

Дмитров в соцсетях