Мобильное приложение города
"СП"

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ ДМИТРОВ

ДИРЕКТОРСКИЕ ЗАБОТЫ

Кадровое обеспечение

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Главная причина отсутствия грамотных, квалифицированных специалистов, по мнению Е.Н. Черемисиной, куратора филиала «Дмитров» университета «Дубна», в том, что образовательные программы и потребности предприятий идут параллельными путями и мало согласуются. В связи с этим два года назад при поддержке правительства Московской области, администрации г. Дубны и территориального управления РосОЭЗ было создано некоммерческое партнерство «Открытый университет информационных технологий» как ассоциация университетов. Ее главная задача - целевая подготовка кадров. Для реализации этой идеи в ВУЗах внедрена инновационная система организации образовательного процесса. Предприятия согласно договору сами отбирают студентов третьих и четвертых курсов, для них разрабатываются программы конкретного обучения со стажировкой у «заказчика». В рамках этой целевой программы часть предметов или дисциплин можно проходить на предприятиях, либо в учебном процессе участвуют представители этих предприятий. Таким образом готовятся кадры по тем направлениям, которые необходимы организациям. Сегодня в ассоциацию входит более 10 престижных университетов России с разными факультетами и специализациями, поэтому организовать целевую подготовку возможно практически по любой специальности. И уже около 10-ти предприятий реализуют схему целевой подготовки.
Вторая форма - целевое обучение бакалавров до степени магистров. Благодаря губернатору МО Б.В. Громову было выделено 100 целевых бюджетных мест для студентов из различных вузов. В течение двух лет некоммерческое партнерство готовит специалистов по заказам работодателей. Это могут быть и уже работающие на предприятиях сотрудники. В этом случае программа обучения также формируется совместно с заинтересованной стороной.
Третья форма – дистанционное обучение и переподготовка кадров. Сегодня здесь уже накоплен опыт работы в области удаленного обучения, которое позволяет без отрыва от производства доучивать людей тому, что им необходимо на практике. Е.Н.Черемисина предложила всем директорам перенять этот опыт. Сегодня в Дмитровском филиале университета «Дубна» обучается около пяти тысяч студентов, а если работать в рамках ассоциации, можно подготовить еще больше необходимых специалистов.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Проблему взаимодействия работодателей с образовательными учреждениями района подняла и начальник Управления образования Т.Ю. Довженко.
Сегодня во многих школах ведется учебно-методическая, психолого-педагогическая и профориентационная работа. Силами педагогических коллективов учащиеся обеспечиваются информационной базой, необходимой для первичного профессионального самоопределения, идет работа для приобщения учащихся средних классов к посильной трудовой производственной деятельности, проводится психолого-педагогическая диагностика. В последние годы система образования перешла на несколько другие принципы в профориентационной работе: уже в школе вводится так называемое предпрофильное обучение. Также в 21-м образовательном учреждении района определены 8 направлений для ориентации подростков – информационно-технологическое, физико-математическое, химико-биологическое, социально-экономическое, социально-гуманитарное, филологическое, социально-правовое и естественно-научное. Разрабатываются учебные планы, которые включаются в базисные стандартные программы, давая возможность школьникам получить более углубленные знания.
Сегодня намечены и новые шаги в профессиональной ориентации школьников. По статистике лишь 20-25% выпускников школ усваивают школьную программу настолько, чтобы успешно обучаться в ВУЗах. Но в последние годы школы по праву гордятся стопроцентным поступлением в ВУЗы. Принцип, заложенный в системе образования, – подготовить подростка для поступления в высшее учебное заведение – как раз и не дает возможности решить кадровый вопрос. А для того, чтобы дмитровчане шли на наши предприятия, необходимо вернуться к испытанным, апробированным формам работы, а именно к трудовому воспитанию. Сегодня выпускник мало что знает о том, что бывают другие профессии, кроме юристов и экономистов. Накопленная в советские годы материальная база для трудового обучения - столярные и слесарные мастерские - практически исчезла. Из 43 средних общеобразовательных учреждений района только в 9 школах есть мастерские, соответствующие всем необходимым стандартам. В 12 школах мастерские полностью отсутствуют, в остальных все помещения, отведенные под мастерские, нуждаются в капитальном ремонте. За последние годы был окончательно разбит весь станочный парк, вся оснастка, приспособления, а главное, исчезли и преподаватели труда. По самым скромным подсчетам, для обеспечения всех школ оборудованием для уроков труда нужно около 8 млн. руб. Управлением образования разработана программа, которая учитывает, где надо провести ремонт, что необходимо закупить. «Какие бы задачи мы с вами ни ставили, двигаясь в направлении подготовки кадров для района, давайте начнем хотя бы с самого малого: вернем на место все наши мастерские, чтобы учащиеся с самого детства понимали, что есть профессии, которые очень нужны и для района, и для них самих», - подытожила Т.Ю.Довженко.
Финансирование восстановления подобной системы в образовательном процессе предполагается из нескольких источников, в том числе из бюджета района и средств предприятий, директора которых единогласно подтвердили свое намерение внести деньги на это благое дело.
Идея возродить систему трудового обучения в школах нашла живой отклик у директора Дмитровского экскаваторного завода М.В. Горбачука, но, по его мнению, решить кадровую проблему можно только в комплексе. Сегодня ДЭЗ готовит кадры для себя самостоятельно, заводская система обучения позволяет это делать. Ученик здесь получает оклад в размере 15 тысяч рублей и проходит обучение в процессе работы под руководством наставника. Задействованы три класса для обучения – все это, несомненно, затратная часть. Если на предприятия будут приходить уже подготовленные рабочие, конечно, данные расходы сократятся, отметил М.В. Горбачук, но главная задача - не только закупить оборудование в школы, но и удержать рабочих, создав хорошие материальные и социальные условия для работы.


СТАБИЛЬНОСТЬ В НЕСТАБИЛЬНОЕ ВРЕМЯ
По второй актуальной теме - работе банков по обслуживанию реального сектора экономики в условиях мирового финансового кризиса - выступили руководители банков, расположенных в Дмитровском районе.
«У нас есть серьезные проблемы только по двум банкам из 20-ти, но и им не грозит банкротство, - проинформировал всех управляющий Дмитровского филиала банка «Возрождение» В.М. Соловьев. - Кардинальным образом изменилась кредитная политика. По всем банкам идет сильное ужесточение условий выдачи кредитов юридическим и физическим лицам и поднятие ставок. Последний американский кризис, который был в 1987 году, длился 14 месяцев, поэтому реально «короткие» деньги появятся на рынке, по прогнозам, где-то в феврале-марте, а «длинные» - не раньше осени 2009 года. И это все должно учитываться предприятиями при построении своих финансовых планов».
Представитель Банка Москвы также предостерег бизнес-сообщество от непрофильных затрат: «Это будет корпоративный дефолт, когда крупные организации уровня «Норильского никеля» будут испытывать проблемы. Но всем предприятиям в этих условиях надо провести анализ своей работы, чтобы кредиторская задолженность не превышала 30%».
В обычном режиме работает и Дмитровское отделение Среднерусского банка Сбербанка России: все операции по счетам проходят своевременно, без задержек, продолжается кредитование, но по некоторым кредитам изменены условия и повышены процентные ставки. Представитель Россельхозбанка подчеркнула, что деятельность Банка обеспечена государственными гарантиями, поэтому здесь заранее был создан резерв средств, и кредитование идет в прежнем размере.
В завершение собрания В.В. Гаврилов сделал такое сообщение: «Впервые в истории Российской Федерации проводилась оценка работы муниципальных районов. Наш район признан лучшим по комфортному проживанию жителей. Это успех. То, что мы с вами совместно работаем над решением многих социальных вопросов, и дает такие результаты. Только в единстве можно всего этого добиться».
Надежда СУВОРОВА

"СП" № 42 (2008 год)