"СП"

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС ДМИТРОВСКОГО РАЙОНА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС

Проблемы утилизации ТБО

Отходы представляют собой серьезный источник загрязнения, однако при правильной организации управления отходами они могут являться неиссякаемым источником ресурсов. Дефицит ресурсов полигонов, тарифы на вывоз ТБО, нормативы его накопления – вот основные вопросы, которые обсуждали участники региональной конференции «Экологическая безопасность в Московском регионе: новые технологии в утилизации ТБО», прошедшей в рамках выставки «Городское хозяйство XXI века». Подобные проблемы «мусорного» бизнеса, представители которого прежде всего работают на благо общества, мы уже обсуждали в нашей газете. Сегодня благодаря организаторам конференции - ДМТПП и администрации Дмитровского муниципального района Московской области - к этой теме присоединились не только предприятия, работающие в сфере обращения с ТБО севера Подмосковья, но и ведущие в этой отрасли эксперты Московской области.
Утилизация отходов в настоящее время является одной из острых экологических проблем в области. Сегодня здесь действуют 48 полигонов ТБО с суммарной площадью более 800 га (13 полигонов ТБО закрыты). Правда, к большинству из них больше подходит обиходное слово «свалка». В наследство от советских времен мы получили ситуацию, при которой около 80% существующих полигонов были сформированы более 20 лет назад и размещены без учета природоохранных требований и исполнения инженерных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды. В результате полигоны и их ресурсы не вырабатываются на 100%. К 2010 году может возникнуть ситуация, при которой будет исчерпана возможность захоронения отходов на территории Подмосковья на значительной части существующих полигонов. А для некоторых муниципальных образований этот вопрос остро стоит уже сегодня.
Для решения назревших проблем с утилизацией отходов производства и потребления правительство Московской области пошло по пути привлечения средств инвесторов и приняло инвестиционную программу «Утилизация и переработка твердых бытовых отходов на территории Московской области на период 2004-2010 годов». Объем инвестиций за 2004-2007 годы уже составил более 1,6 млрд. рублей. В настоящее время на территории Московской области действуют 16 мусоросортировочных комплексов и прессовых пунктов с общей мощностью переработки отходов 1,5 млн. тонн в год. Но это значительно меньше, чем требуется.
В связи с этим областным Министерством экологии и природопользования была разработана Концепция оптимизации комплексного управления ТБО, целью которой является определение условий для реализации эффективной политики в сфере обращения с ТБО. Согласно Концепции, на в Подмосковье будет создано 8 современных комплексов по сортировке и компактированию ТБО в пределах 40 км от МКАД суммарной производительностью до 4 млн. тонн в год, которые станут обслуживать столичный регион. В настоящее время Министерство реализует пилотный проект комплексной системы технических и организационных мероприятий по управлению и контролю за полной переработкой ТБО с получением вторичных сырьевых и энергетических ресурсов вблизи полигона ТБО «Тобреево» на территории городского поселения Красково Люберецкого муниципального района.
К 2011 году планируется закрытие ныне действующих полигонов в радиусе до 120 км от Москвы - как исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям. А на расстоянии до 100-150 км от Москвы будут созданы новые полигоны суммарной площадью около 200 га по основным направлениям транспортировки отходов, привязанным к главным транспортным магистралям. Также планируется создание технопарка для переработки выделенного из ТБО вторсырья, на территории которого будут сосредоточены современные производства различных фирм по переработке и обработке вторсырья с получением полезных продуктов (полупродуктов) для последующей реализации.
Создание индустрии переработки отходов производства и потребления в Московской области, несомненно, приведет к контролю обращения с отходами, существенно улучшит экологическую ситуацию в регионе, создаст альтернативную сырьевую базу, обеспечит постоянную прибыль в бюджеты всех уровней, даст новые рабочие места.
Главной проблемой в решении всех проблем остается выделение земельных участков на территории муниципальных образований Московской области и оформление их в возможно сжатые сроки.
В рамках программы «Утилизация и переработка бытовых отходов на территории Московской области на 2004-2010 гг.» в Дмитровском районе было осуществлено строительство мусоросортировочного завода в д. Непейно с привлечением инвестора в лице ООО «Эко-Жилком». Общая сумма инвестиций составила 290 млн. руб. Производственные мощности завода позволяют принимать и перерабатывать отходы не только из Дмитровского, но и из других районов Московской области. На заводе внедрена и адаптирована европейская концепция сортировки и переработки мусора. Можно констатировать: запуск завода не только улучшил экономику предприятия, но и существенно поправил экологическую обстановку в районе.
Компания «Эко-Жилком» не останавливается на достигнутых результатах. Сегодня организация осуществляет новый проект: запуск в эксплуатацию современного завода по переработке ПЭТФ-бутылки и полиэтиленовой пленки. Аналогов этому проекту на территории РФ нет.
Параллельно дмитровская компания «Эко-Жилком» совместно с «Эко-Транс» (г. Домодедово) разработала масштабную инвестиционную программу для решения проблемы управления отходами на территории Московской области. Согласно данной концепции, компании разграничили территорию деятельности на две части - север и юг. В каждом муниципальном образовании Московской области планируется разместить диспетчеризированные центры, которые будут осуществлять взаимодействие с административными органами и непосредственно работать с населением. Также предполагается создание крупной базы для размещения резервного автопарка и перегрузочного участка для предварительной сортировки и дальнейшей транспортировки ТБО на сортировочные заводы.
В данный момент ООО «Эко-Жилком», являясь генеральным инвестором проекта, выходит к губернатору Московской области Б.В. Громову с предложением о готовности внедрить данную программу за счет собственных средств (проект оценивается в 280 млн. евро).
Другая группа вопросов, вызвавшая наиболее острые и продолжительные дебаты, касалась непосредственно рентабельности и стабильности транспортных компаний, занимающихся вывозом ТБО. Установленные для населения нормативы накопления мусора, из которых складывается тариф, в наше динамичное время просто не успевают соответствовать действительности. Развитие общества потребления ведет к увеличению отходов – мусорные контейнеры переполнены всевозможными упаковочными материалами, и платить за их вывоз должен именно потребитель. Но чтобы не нагнетать волны недовольства, тарифы в одночасье поднять невозможно. А постепенное увеличение цен не может соответствовать уровню инфляции и росту цен на ГСМ. Во многих странах эта проблема решается на другом уровне – утилизация упаковки входит в ее стоимость.
Работа по вывозу мусора из частного сектора, гаражных хозяйств, товариществ собственников жилья, с коммерческих предприятий, – здесь тоже существует ряд проблем. Производимые ими отходы чаще всего складируются в контейнеры муниципального фонда. Надзорные органы не могут применять штрафные санкции к несознательным гражданам, т.к. отсутствие договора с мусоровывозящими организациями не влечет за собой административной ответственности. Это упущение в законодательстве можно решить лишь путем изменения ряда законов либо введением налога, подобного земельному, по частному сектору, когда каждый человек будет обязан оплачивать услугу по вывозу и размещению ТБО. Некоторое время назад в Брянской области был прецедент, когда нормативы мусора и тарифы соответственно увязывали с потреблением электроэнергии. Но даже если будет выработано единое мнение, как выгодно соотнести количество выработанного мусора с общей площадью, количеством зарегистрированных жителей, потреблением энергии и т.д., останется нерешенным вопрос: как всех обязать платить?
Не работает и селективный сбор мусора. В малогабаритных кухнях вторичного жилого фонда нет возможностей для установки нескольких емкостей для него. Эффективно, по мнению участников конференции, было бы на законодательном уровне обязать строителей возводить на территории многоквартирных жилых домов площадки с контейнерами для раздельного сбора.
В течение почти пятичасового обсуждения так и не было найдено единого решения насущных проблем компаний, работающих в «мусорном бизнесе». Главное на сегодняшний день, по мнению собравшихся, - усовершенствование тарифной политики в области вывоза ТБО, решение проблем по регулировке взаимоотношений между частным сектором и мусоровывозящими компаниями и ужесточение контроля по их лицензированию.
По результатам конференции было принято решение: каждому из участников выработать свои предложения и рекомендовать их для рассмотрения в ДМТПП с последующей разработкой нормативно-правовой базы для утверждения на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. То, что сегодня необходимо внести качественно новые дополнения в законодательство РФ в области обращения с ТБО, подтвердили все.
Конечно, подобные проблемы не исчерпаются одними лишь нормативно-правовыми нововведениями. В первую очередь население должно, как это ни банально звучит, бережно относиться к окружающему нас миру. Практически у 80% населения отсутствует представление о правильном обращении с бытовыми отходами, в связи с чем ежегодно растет количество несанкционированных свалок и наносится непоправимый урон экологической обстановке.

Надежда СУВОРОВА,
экономический обозреватель

Дмитров в соцсетях