"СП"

ИНТЕРВЬЮ ГЛАВЫ ДМИТРОВСКОГО РАЙОНА

ВАЛЕРИЙ ГАВРИЛОВ:
"Я САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК"

Предъюбилейное интервью главы Дмитровского района

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Гаврилов Валерий Васильевич
Год рождения
- 1953.
Место рождения - деревня Кузнецово Дмитровского района Московской области
Образование - высшее профессиональное. Квалификация - инженер-строитель.
Второе высшее образование - юриспруденция.
Ученая степень - кандидат экономических наук.
Государственные награды - ордена: Почета, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени; медали: «За отвагу», «За трудовую доблесть». Почетные звания - «Почетный строитель России».
Место работы - Глава муниципального образования Дмитровский муниципальный район Московской области

Корр. До чего, оказывается, кратко можно изложить человеческую жизнь, если следовать регламенту так называемой объективки. А ведь этой жизни - 55 годков. Валерий Васильевич, юбилей не круглый, не повод итожить то, что прожил. Да и надобности нет - все мы знаем, что живете Вы с напряжением в тысячи вольт. И все-таки банальный вопрос: Ваше внутреннее ощущение возраста?
В.Г. Вы знаете, я никогда не чувствую свой возраст. Наверное, потому, что хочу все сделать сегодня, а не завтра. Пока живу по такому принципу. Для меня само понятие «жизнь» - это движение.
Осталось одно горькое воспоминание об отце. Когда ему исполнилось 60 лет, он решил уйти на пенсию. Всю жизнь проработал на экскаваторном заводе, был замечательным слесарем, активист, общественник... Я стал отговаривать, убеждать: мол, пока работаешь с людьми, среди людей - это жизнь. Он не послушал. И через год его не стало. Навалились все болячки, про которые забывал, пока трудился. Я тогда еще острее понял, что работать надо до последнего, пока у тебя ясный ум и есть силы. Ну и (смеется) вовремя устраивать своему организму профилактику.
Корр. Не верится, что на это остается время.
В.Г. Времени постоянно не хватает, но стараюсь выбрать один день в году и провести полную сверку своего организма. Я знаю, что здоров. Я по четыре часа, не выходя с корта, могу играть в теннис с двадцатилетними. Могу летать на реактивном самолете, прыгать с парашютом, опускаться глубоко под воду, погружаться в ледяную купель... Эти испытания - не прихоти, они дают чувство уверенности в себе. Сами подумайте, кому нужен дряхлый и больной руководитель района? Мы это уже проходили в своей истории. А чтобы не быть сторонним наблюдателем, чтобы самому рыть землю, нужно иметь силы. Я поэтому и ратую за здоровый образ жизни. Работая в белых перчатках, можно дожить и до 120-ти лет. А я приверженец рабочих рукавиц и кирзовых сапог.
Корр. Не иначе, как в Вас заговорил бывший бригадир молодежной бригады СМУ-2. Кстати, вспоминаете то время, когда таскали вручную раствор на 9-й этаж первой нашей многоэтажки?
В.Г. А как же не вспоминать! Это ведь не год, не два - почти десятилетие в строительном комплексе! Лом, лопата, отбойный молоток - жилищное строительство начиналось вручную. И носилки эти на всю жизнь память оставили: сорвал спину. Поэтому я понимаю, как трудна эта работа, поэтому стремлюсь по возможности облегчить труд людей. А человек посторонний, который не знает всех «прелестей» простого труда, он и не поймет никогда проблемы рядового населения.
Корр. Согласна, любое дело нужно знать «изнутри». Но время энциклопедистов прошло. Сейчас в цене узкие специалисты - топ-менеджеры определенной специализации. А Вы порой, как мне кажется, тянете воз в одиночку. Чем это объяснить? Не хватает специалистов? Или Вы не очень доверяете людям?
В.Г. Нет, дело не в недоверии. Я остро осознаю, что принял на себя ответственность за все, что происходит в районе. А раз принял, то и неси до конца. И с тебя народ спросит, а не с иванова-петрова-сидорова. Я стараюсь всем своим заместителям, помощникам предоставлять возможность для проявления инициативы, я никого не подменяю, не указываю, как надо работать. Но если вижу, что человек затягивает решение вопроса, не может его принять, то, конечно, сам беру и делаю. То есть инициатива инициативой, но у меня есть право спросить с любого - как с представителя бизнеса, так и с государственного служащего, который находится на территории Дмитровского района. Потому что население избирало ГЛАВУ района, который должен его защищать от произвола государственных структур, силовых структур, хотя формально они мне не подчиняются. И ГЛАВА должен нести ответственность за экологию, за состояние дорог, за недобросовестный ремонт дома - за все, что происходит вокруг. Очень просто можно отмахнуться от всех этих проблем: глава руководит бюджетными сферами, и точка. Принял Совет депутатов бюджет - сиди и разруливай его, выполняй свой долг. Если бы я так делал, наш район был бы серым, грязным, ничего бы здесь не было. А посмотрите, каким он стал привлекательным!
Корр. Таким привлекательным, что сюда уже рвутся люди с Рублевки. И не только оттуда. Откровенно говоря, размах дачно-коттеджного строительства уже пугает. Не превратится ли район из спортивно-туристической зоны для всех в вотчину высокопоставленных деятелей из высоких структур? Пугает и другое: где хорошо элите, там хорошо и криминалу. Как противостоять столичной экспансии?
В.Г. Тяжело. Очень тяжело. Им практически невозможно отказать. Пока отбиваемся. Когда я чувствую за спиной поддержку дмитровчан, я на многое смотрю по-другому и решения принимаю другие. Я знаю, что они меня поддержат, если что, и заступятся в любой ситуации. Потому что в этой жизни подставу можно ждать с любой стороны. Я не самонадеянный человек, во мне говорит опыт, проверенный годами, - все-таки 17 лет возглавляю район. И у меня здоровые амбиции, которые народ понимает и приветствует.
Смотрите, простой пример: когда проходят очередные выборы главы, в моем родном Внуковском сельском округе «за» голосуют до 90 процентов избирателей. Потому что знают, как я жил. Я всегда умел держать слово. А когда за главу голосует 15-20 процентов, такого к власти нельзя допускать.
Корр. Ваша категоричность граничит с юношеским максимализмом. А кто же в таком случае вообще будет управлять территориями? Кто будет добывать деньги в скудный муниципальный бюджет? Картошку сажать?
В.Г. Да, пока у руля стоят мои сверстники, дела еще идут. Но приходят молодые, выросшие на всем готовом, которых жизнь пока еще ничему не научила... Они толковые, грамотные... и беспомощные. Они даже себе представить не могут, что в районном, скажем, бюджете не предусмотрены средства на капитальное строительство и тем более развитие. А и то, и другое ведется. За счет чего? За счет привлечения спонсоров, состоятельных людей, федерального бюджета. Но ведь тот же миллиард, который я ежегодно добываю (иного слова не подберешь!) - это же не одним телефонным звонком делается!
Вы упомянули о земельной экспансии. Хочу вернуться к этой теме. В начале 90-х все совхозы и колхозы были скуплены. Это еще хорошо, что нам удалось договориться по пойменным землям, вкладывать туда деньги. В этом году сумма превысит 2 миллиарда. Это единственная территория в области - заявляю официально! - куда вкладываются такие деньги. Больше нигде этого нет, все превращается в массовую застройку. Если бы мы не нашли взаимопонимания с теми, кто владеет землей, этого бы не было.
Корр. Грустная тема. Совсем не для именинного интервью. И все же еще один вопрос, который мучает меня с тех пор, как мы с Вами стали встречаться под Новый год и в канун дня рождения. Как насчет бремени власти? Не давит ли шапка Мономаха?
В.Г. Спросили бы раньше и не мучились (смеется). Не давит. Я ее себе по размеру подбирал. Я точно знал, что могу сделать, а что нет. И никогда не давал ложных обещаний. Если оглянуться назад, мы многое сделали. Это получилось не сразу. Потому что мало одного уважения людей - нужна была поддержка бизнеса. А у бизнеса заслужить уважение можно только одним способом - создать ему хорошие условия. Мы это сделали.
Когда в 94-95 годах здесь, в районе, стреляли, убивали, жгли, когда все платили подати криминалу, мы начали большую чистку. Мне пришлось добиться снятия прокурора, начальника УВД, многих силовиков и иже с ними, но район мы очистили. Пытались меня выдавить отсюда - даже был эпизод, когда одному из популярных телеведущих предлагали 150 тысяч долларов за компромат на меня в эфире, но не вышло. И бизнес быстро понял: то, что мы делаем, не кампанейщина, не показуха. Здесь можно работать. Поэтому и сегодня люди приходят с хорошими намерениями, им нравится наш психологический климат.
Корр. Давайте еще немного о «шапке», психологическом комфорте и здоровом честолюбии. Пусть она и впору, но ведь на ней могут прибавиться драгоценные камни, если Вы чуть пожертвуете сегодняшним комфортом и, повинуясь здоровому карьерному стремлению, примете одно из предложений, которые, как судачат дмитровчане, Вы получаете пачками?
В.Г. Да, три года судачат. Наверное, думают, что я себе цену набиваю, посытнее и потеплее место ищу. Не ищу. Пока свою программу не выполню, пока замену не подготовлю, пока все социальные проекты не реализую - сафари-парк, луна-парк, аквапарк и другие, никуда не уйду. А кто сюда рвется - ребята, которые у себя не могут организовать нормальную работу, а порулить ох как хочется! - пусть знают: я не допущу, чтобы на моей родине процветал криминал. Всё. Я здесь!
Корр. Хотелось бы на этом поставить точку, но все-таки именинный вопрос неизбежен, как и именинный пирог. Как Вы сам оцениваете свою жизнь? Что ожидаете в будущем?
В.Г. Вообще-то... я самый счастливый человек. И хочу, чтобы и вокруг были все счастливы. Я очень благодарен судьбе, что она меня закалила, что она меня научила жить по правде, что дала веру, дала - нет, даровала! - детей и внуков. Младший вчера на ходунках пошел (смеется). Средний бегает вовсю. Старший вообще уже серьезный человек. Внуки - это утешение, так устроена жизнь. Они как жизненный эликсир - получаешь новый энергетический потенциал. Я Вам скажу (хотя, наверное, это неправильно) - я их люблю больше, чем детей. Но я должен дожить до правнуков.
Мне дочь на 50-летие написала: «Папа, помни, тебе 50, а не 25!» (смеется). Сегодня 55. Ну и что? Значит, не 30. Только и всего!

Именинника расспрашивала
Виктория ЛУКША

Дмитров в соцсетях